GASTREET International Restaurant Show — событие, которое как-то сразу и, похоже, навсегда ворвалось в жизнь многих российских, да и зарубежных рестораторов. И сами организаторы, и участники называют этот форум главным в стране профессиональным ресторанным мероприятием. Надо сказать — не без оснований. В этом году четвертый по счету GASTREET соберет порядка пяти тысяч участников, в прошлом было году было более трех тысяч. Это при том, что на первое мероприятие в Сочи приехали порядка 500 человек. Накануне форума пообщались с его организаторами Дмитрием Левицким и Евгенией Суфияновой.
Дмитрий Левицкий:
«Подход к деловой программе меняется каждый год»
При всей масштабности события на GASTREET главное даже не цифры, а особая атмосфера всеобщего ресторанного братства. Например, уникальное сочетание серьезности деловой программы и безшабашности развлекательной. Или возможность запросто пообщаться с топовыми российскими рестораторами и звезными шефами. А еще — сформировать свою индивидуальную образовательную программу и увидеть все разнообразие современного ресторанного бизнеса в одном месте. В общем, лучше один раз самому увидеть GASTREET, чем сто раз о нем услышать. О том, что можно увидеть и на что обратить особое внимание мы спросили Дмитрия Левицкого
— Вы проводите уже четвёртое мероприятие Gastreet. Как известно, на самое первое событие вы планировали собрать человек 200–300… Получилось более 500. А сейчас вообще событие приобрело космический размах. Скажите, если бы вы начинали проект сейчас, поменяли ли бы что-то в организации, концепции или идее?
— Конечно же, мы бы ничего не поменяли. Шоу меняется само, оно растёт, оно приобретает совсем другие масштабы, оно приобретает другой контент.
Но если бы могли предугадать, что у мероприятия будет такой размах, мы, конечно, больше времени уделили названию, продумали бы его. Но в остальном всё развивается так, как мы мечтали с первого года. К этой мечте мы идём, шоу растёт, шоу развивается. Так что нет никакого смысла что-то менять.
— Как за эти годы менялся (и менялся ли) подход к деловой программе?
— Подход к деловой программе меняется каждый год, потому что меняются посетители Gastreet. Несмотря на большое число уже постоянных участников, каждый год они разные. Когда мы делали первый Gastreet, нам самим всё было понятно по контенту. Очень просто формировалась деловая часть: в качестве спикеров приезжали наши друзья и знакомые. Поскольку мы все — люди примерно одного замеса, с одними и теми же вопросами, потребностями, нам было очень просто эту деловую программу составлять. С годами мы увидели, насколько меняется аудитория шоу. Приезжают новые люди, с новых регионов. И это уже не только собственники бизнеса. Теперь они берут с собой своих топ-менеджеров, директоров, шефов, рекламщиков, маркетологов и т. д. И конечно, деловая часть шоу должна меняться. По сути, каждый год мы её обдумываем заново, ориентируясь на то, какой контингент начинает приезжать на Gastreet. Повторюсь, если первое шоу было для собственников и первых лиц, то сейчас это гораздо более массовый проект. Более массовый, но и более качественный, поэтому требования к деловой программе сейчас гораздо выше.
— Но на Gastreet деловая программа всегда очень тесно переплетена с развлекательной…
— Развлекательная часть тоже становится больше. Хотя по составу всё остается то же самое: рестораны, гастро-ужины, вечеринки. Естественно, растёт часть, связанная с питанием: фудкорт, фудтраки — всё, что связано с уличной едой. Ну просто потому, что количество людей растёт, развлечений должно быть больше и они должны быть разными.
— Чего сейчас, на взгляд организаторов, не хватает мероприятию?
— Как мне кажется, мы как организаторы не успеваем за общим ростом нашего события. Каждый год для нас — это настоящий новый вызов. Когда ты растёшь с 500 человек в первый год до 5000 на четвёртый, это очень сложно. Нам бы хотелось больше организованности, чёткости и такой уже отлаженной работы, когда мы год к году знаем, как делается шоу, но поскольку шоу каждый год вырастает в 1,5 или 2 раза, нам организационно сложно обуздать этот поток. С контентом у нас всё понятно и всё идёт как идёт. Но такой быстрый количественный рост очень сложно физически взять под строгий организационный контроль. Это, наверное, проблема для любого бизнеса — болезнь роста. Такая очень тревожная проблема. И поскольку мы в стадии такого роста, очень сложно управлять им.
Мы с первого года поставили себе задачу не повторять одних и тех же спикеров два годя подрят. Поэтому каждый год мы должны находить 100-150 новых имен.
— Спикеры Gastreet обновляются каждый год, но есть и постоянные эксперты. Какой главный принцип в работе со спикерами вы проповедуете?
— Работа со спикерами — это огромный пласт. Мы с первого года поставили себе задачу не повторять одних и тех же спикеров два года подряд. Поэтому каждый год мы должны находить 100–150 новых имен. Мы очень чётко понимаем, насколько разная у нас аудитория, и когда ты хочешь вытащить спикера по маркетингу, ты должен понимать, что на него придут маркетологи московские или питерские. И им должно понравиться выступление. И в то же время там будет владелец небольшого кафе в каком-то удаленном городочке, у которого весь этот маркетинг совсем в других реалиях происходит. Это крайне сложно, поэтому мы стараемся вытаскивать разных спикеров, строить выступления по одной и той же теме так, чтобы и москвичи могли послушать кого-то из-за границы, и люди из маленьких городов могли послушать кого-то из крупных региональных городов. Вся программа составлена таким образом, чтобы каждый нашел своего спикера. Это, конечно, вопрос ещё и к участникам, умеют ли они их искать и хотят ли разбираться в том, кто ведёт тот или иной мастер-класс. Например, тема бургеров ведётся тремя разными спикерами. Если у тебя бургерная, то нужно потратить хотя бы немного времени, чтобы понять, на кого тебе стоит идти, а на кого нет. У всех тематических street есть своя философия. Мы стараемся находить яркие, интересные региональные проекты. Все уже и так знают московских и питерских рестораторов, 20–30 фамилий, которые известны на всю страну. Про них все всегда пишут и говорят. Но в стране огромное количество замечательных региональных ресторанных проектов! Мы на Gastreet с первого года стараемся вытаскивать на публику пусть пока не известных широкой общественности коллег, мы как люди, которые путешествуют по всей стране, знаем, что интересных кейсов гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.
Конечно, не всегда они могут с первого раза хорошо выступать, не всегда понимают, как выступать на таких ивентах. Но мы всё равно вытаскиваем этих ребят и гордимся тем, что после Gastreet многие из них выходят в информационное пространство нашей отрасли, про них начинают писать, говорить, их начинают звать на другие конференции. Это очень здорово, это одна из наших идей и целей. Для этого в принципе и делается шоу.
— Что нового ждёт участников в этом году? На что посоветуете обратить особое внимание?
— Всего будет больше, всё будет масштабнее. В плане деловой части даже сложно сказать, на что обратить внимание. У нас любой мастер-класс — это 250–300 человек, полный зал. А большинство залов и вовсе рассчитаны максимум на 150 человек. Как только я где-то напишу: «Есть отличный семинар, рекомендую на него пойти», — сразу понятно, что это проблема, когда мы говорим про 5 тысяч участников. Очевидно, что на этот семинар попадут немногие… Все наши мероприятия интересны, как выделить кого-то, я не знаю. В этом году у нас будет отличная шефская сцена, но уже за два месяца до начала у нас был полный soldout. И один из вызовов этого года и моя волнительная история в том, что я в принципе не знаю, как поместятся все участники в учебные классы, как там разместятся. Да, мы увеличиваем учебные пространства каждый год, но всё равно на семинарах одномоментно может находиться 1500 человек. Представляете, какая цифра! Одни семинар заканчивается, другие начинаются… А на площадке в этот момент вообще несколько тысяч человек. Понимаю, что в этом году попасть на топовые семинары будет совсем не просто. И поэтому мы уже сейчас думаем, что делать с этим на будущий год.
Новое, что увидят участники в этом году: будет отдельно представлена винная программа, винная сцена, винные семинары. Будет фестиваль фудтраков, большой фудкорт, зона барбекю и крафтового пива. В общем, Gastreet обрастает чем-то новым каждый год. Какими-то новыми опциями, которые делают мероприятие ещё ярче и разнообразнее.
В этом году на шоу будет отдельно представлена винная программа, винная сцена, винные семинары. Кроме этого состоится фестиваль фудтраков, будет организован большой фудкорт, создана зона барбекю и крафтового пива.
— Gastreet, безусловно, событие уникальное. Уж для России — точно. Есть ли аналоги этого шоу в мире? Вы в принципе следите за подобными международными ивентами, черпаете идеи, перенимаете опыт?
— Конечно же, мы объездили все ведущие мероприятия нашей отрасли в мире. Когда мы делали первый Gastreet, меня вдохновило (и я уже неоднократно говорил об этом) мероприятие, которое называется Tales of the Cocktail. Это самое большое событие в мировой барной индустрии. Оно ежегодно проводится в Новом Орлеане, туда слетаются все лидеры барной индустрии со всего мира. Наверное, там я и подсмотрел базовую мысль и идею сочетания образовательной и развлекательной программы. Когда есть мощнейшая деловая часть, огромная часть мастер-классов и, в то же время, огромное количество вечеринок, дегустаций. А ещё множество платформ для общения. Мне очень понравилось в своё время это мероприятие именно тем, что на нём тебе даётся огромная возможность свободного и непринуждённого общения с коллегами со всего мира. Такого нет ни на выставках, ни на больших бизнес-форумах. Но когда несколько тысяч человек (а там это 10 тысяч) приезжают в одно место и живут в условно закрытом пространстве в течение нескольких дней, у тебя огромное количество знакомств, огромная возможность для налаживания контактов. Вот это и была изначальная идея Gastreet. Так мы её и продвигаем. И именно в этом, я уверен, уникальность нашей площадки. В том, что это не форум, не выставка, на которой ты можешь налаживать только вертикальные связи. Там ты можешь подойти к поставщику, к спикеру, но познакомиться с себе подобными практически невозможно по формату и сути строго делового мероприятия. Вот почему мне понравился в свое время Tales of the Cocktail, вот почему мы лепили Gastreet именно таким.
Ценность подобного мероприятия именно тем, что на нем каждому участнику дается огромная возможность свободного и непринужденного общения со своими коллегами.
— Планы Gastreet на будущее?
— Я уверен, что шоу будут расти. Есть у меня два персональных челенджа, если можно так сказать. С одной стороны, мне хочется, чтобы каждый мало-мальски ресторатор в этой стране понимал, что раз в году есть одно основное мероприятие, на котором ему нужно обязательно побывать. Неважно, крупный ты ресторатор из большого города или владелец маленького кафе из глубинки. Или только мечтаешь об открытии своего собственного ресторана. Мне хочется, чтобы в отрасли было такое главное событие года, куда съезжаются все. Как, например, много-много лет подряд рокеры на какой-либо рок-фестиваль. Ты можешь пропустить год, но потом всё равно туда едешь. Ну, вот это мой первый челендж. И это очень большая работа — не упустить качество при росте количества, будучи народным, не переставая быть актуальным. Это не очень просто.
Второй мой челендж — это сделать так, чтобы Gastreet как шоу в какой-то момент было признано на международном уровне. Это тоже сложный момент, потому что надо понимать, что по своему содержанию очень российский контент отражает в целом ситуацию на российском же рынке. В этом году мы думали делать пиар Gastreet на международной арене. Но потом стало понятно, что для этого нужно менять контент, переводить шоу на международные языки. Конечно же, это не просто так дать рекламу где-то в Европе и ждать, что кто-то приедет. Нас уже там знают, к нам приезжают многие иностранные спикеры, с каждым годом их становится всё больше — из Европы, Азии, Америки. В этом году их будет человек 15–20. И это не только шеф-повара, но и управляющие сетями. Это уже первые лучики того, что мы уже и туда начинаем светить с наших сочинских гор. Я думаю, что на следующий год мы сделаем такой качественный шаг и привезём в Сочи еще больше иностранцев. Будем пиарить наше шоу как международный проект, куда стоит ехать. У нас уже было 20 стран, но это были разовые визиты отдельных людей, которые дружат с нашими рестораторами. Но я надеюсь, что уже совсем скоро люди из европейских стран будут запросто прилетать в Сочи на международное шоу Gastreet.
Евгения Суфиянова:
«Со мной бесполезно торговаться!»
Палитра инструментов продвижения GASTREET International Restaurant Show очень разнообразна: от рассылки электронных писем в классическом деловом стиле до провокационных фото в соцсетях. Причем организаторы шоу не стесняются использовать свои порой самые неожиданные образы для привлечения внимания к мероприятию. Мы задали несколько вопросов Евгении Суфияновой о GASTREET, продвижении шоу и её личном вкладе в общую победу.
— Почему Gastreet? Откуда возникло название?
— Формат изначально придумывался для друзей. Появилась идея «а не собрать ли нам всех выпускников, друзей и не потусить ли в Сочи». Идея названия — какой она была изначально — Гастрономические улицы. Но, конечно, с таким названием мы бы не повезли идею проекта, например, в Лондон, как мне бы хотелось. Там бы просто не поняли суть мероприятия. Стали креативить. Авторство конечного варианта названия принадлежит Гоше Карпенко.
— Как это название работает в продвижении?
— Я как главный продажник нашего ивента могу сказать, что иногда, чтобы достучаться до регионов, например, приходится информационные рассылки и посты делать без упоминания названия. Конкретный пример: мы купили базу рестораторов страны, там было около 80 тысяч контактов, из них около 30 тысяч мобильных телефонов, и сделали смс-рассылку с текстом «Закрытый образовательный город для рестораторов» — и ссылочка. То есть там имени «Гастрит» не было. Потому что если какой-то местный директор хинкальной из мухосранска откроет смс-ку и увидит слово «гастрит», он скажет» «Ну че за х…» Тут только просвещенный поймет, что это такое. Название для тех, кто знает нас, наш стиль, манеру общения и тому подобное. А сейчас вообще в продвижении лучше всего работает сарафанное радио. Ну а для новых клиентов приходится прятать имя до поры до времени, делать какие-то обобщенные посты, призывающие посмотреть сначала на контент, а потом уже — на развлекательную часть.
— Организаторы Gastreet достаточно смелы в вопросах продвижения, зачастую ваши приемы на грани фола — так, во всяком случае, кажется многим. Например, мы видим, что Евгения выступает в роли бесстрашной фронтвумен мероприятия. Почему выбрана такая стратегия? Это работает?
— Если не иметь железных яиц, то у нас делать нечего! Представляете, что такое закрыть целый город, что значит обустроить площадки с нуля? Проект очень дорогой. Все делается на деньги, вырученные с поставщиков и спонсоров. Если не будет партнёров, то не будет и этого мероприятия. Так вот, все знают, что со мной бесполезно торговаться: если начать, то можно получить цену в два раза больше. Конечно же, все это результат моего амплуа фронтвумен. Или наоборот: мой образ — продолжение моей позиции в бизнесе. Это раз. А два: если я не буду яркой, то потеряюсь на фоне Левицкого. И тогда все будут звонить ему, решать вопросы. Я просто обязана быть яркой, быть на виду, для того чтобы соответствовать своему партнеру и решать вопросы быстро, четко и без промедления. И, конечно, наложился отпечаток того, что на протяжении многих лет в нашей стране подобных мероприятий просто не было. Если даже что-то и было, то зачастую все заканчивалось продажей стендов. Причем конечная цена может падать от стартовой от миллиона до 50 тысяч рублей. Например, когда тебе звонят за неделю до какой-нибудь выставки и говорят: «Ну вот тут у нас местечко свободное осталось за 50 тысяч — хрен с вами, заходите». У нас таких историй нет, я вам по секрету скажу, что даже Левицкий покупает билеты для своих сотрудников за деньги. Это разные бизнесы, и всё у нас серьёзно. И тётенька я очень серьёзная, чёткая. И моё первичное решение от финального не отличается.
Если я не буду ярчить, то потеряюсь на фоне Левицкого! Поэтому я обязана быть эксцентричной, чтобы соответстовать своему партнеру и решать вопросы без промедления.
(фото было сделано для рекламной компании Gastreet — ред.)
— (Смеется.) В этом году у меня приключилась большая и чистая любовь. Мои сотрудники говорят, что я стала не такая как раньше. Такая стала добренькая, мягонькая. Но несмотря на это я их иногда порю, в прямом смысле этого слова, ремнём по жопе… Даже не знаю, может я выйду замуж и стану такая вся фея-фея. Хотя… Да хрен там, дальше будет только веселее! Как-то Дмитрий назвал меня королевой хипстеров — ну а как по-другому? Раз уж мне такую корону надели, придётся соответствовать. Поэтому дальше будет только веселее, смешнее…
— Говорят, со следующего года без татуировок на Gastreet пускать не будут. А есть ли особые требования к сюжетам нательной живописи?
— Конечно, будут пускать всех!
— Да мы просто пошутили…
— А я серьёзно! Шоу растёт, масштаб растёт. Может, раньше это была сходка хипстеров, а сейчас сюда приезжают много серьёзных и крупных рестораторов со своими делегациями, много собственников, много чуваков с телохранителями и т. д. Gastreet — это уже народное движение и народная болезнь, поэтому наличие татуировки не имеет значения. Как и пол, возраст, вероисповедание, сексуальная ориентация. Но переводные татуировки, которые держатся на теле две недели, с символикой Gastreet, мы для участников все-таки заготовили.