24.11.2024
г. Санкт-Петербург

Деньги в студию!

АНДРЕЙ СУЛИМА организатор и ведущий гастрономических мероприятий, шеф-повар, основатель кулинарной студии Андрея Сулимы

Кулинарные студии сейчас в тренде. Но как они должны работать, чтобы стать успешным бизнесом?

Кулинарные студии сейчас в тренде. Но как они должны работать, чтобы стать успешным бизнесом?

Профессионалы гастрономического искусства – шеф-повара, кондитеры – сегодня имеют возможность развития в разных направлениях. Одни оттачивают свое мастерство и реализовывают идеи на базе ресторанов, кафе, гастробаров. Другие уходят в сферу готовой еды в проекты dark-kitchen или фабрики-кухни. А третьи задумываются об открытии собственной кулинарной студии.

О создании кулинарной студии, лаборатории или салона на самом деле сегодня размышляют многие. Во-первых, данная тема остается в тренде вот уже несколько лет; во-вторых, предполагает широкий охват аудитории и имеет тенденции развития в разных направлениях сферы питания одновременно; в-третьих, в условиях современного рынка эта ниша открыта и весьма перспективна: есть куда расти, куда двигаться. Если рассматривать свой проект в качестве стратегического объекта, действовать, применяя творческий и бизнес-подходы, то в своих конкурентах можно увидеть будущих партнеров. Это позволит не соперничать, а помогать друг другу. В этом заключается фактор роста… 

В своих конкурентах можно увидеть будущих партнеров

 О ЧЕМ СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ?

Прежде чем открывать кулинарную студию, необходимо определиться, с какой аудиторией вам будет максимально комфортно и выгодно работать: с кулинарами-любителями, желающими повысить свой навык на домашней кухне; профессионалами, которым необходимы дополнительные знания и партнерская поддержка для перехода на новый уровень развития; либо ваш опыт позволяет сделать проект мультиформатным, то есть работать и с теми, и с другими.
При этом важно понимать, какие цели и потребности закрывает ваш проект. Основываясь на опыте моих региональных коллег, если не брать во внимание Москву и Санкт-Петербург, интерес к кулинарным студиям в большей степени проявляют кулинары-любители. Открывая проект в небольшом городе, стоит обратить внимание на этот факт.
Так же нужно ориентироваться на потребности аудитории, чтобы определиться с направлением, концепцией проекта, наметить контент-план для работы на ближайшее время.

Нужно ориентироваться на потребности аудитории, чтобы определиться с направлением, концепцией проекта, наметить контент-план для работы на ближайшее время

ПОЧЕМУ ВАЖНЫ ПАРТНЕРЫ?

Кулинарная студия предполагает площадку, оснащенную кухонным оборудованием, включая мебель, бытовую технику первой необходимости. На этапе открытия проекта новички, как правило, не располагают огромными капиталами. Их финансовые возможности сильно ограничены. Да и поддержка со стороны спонсоров возможна лишь при условии их заинтересованности в организации нового кулинарного проекта или сотрудничестве с медийной личностью. 
Чтобы решить вопрос с мебелью и сопутствующим кухонным оборудованием, нужно озаботиться поиском партнеров – отечественных производителей и поставщиков мебели, техники и т.д.  Можно попросить хорошую скидку в обмен на рекламу, либо попробовать договориться с партнёрами на бартерных условиях: они вам предоставляют оборудование в аренду, а вы – обеспечиваете интересными кулинарными мастер-классами сотрудников компании в рамках проведения корпоративных мероприятий, праздников и т.п.

ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ НА КУЛИНАРНОЙ СТУДИИ?

Кулинарная студия, ориентированная на аудиторию кулинаров-любителей – это место проведения кулинарных мастер-классов, праздничных мероприятий, как для взрослых, так и для детей. На базе кулинарной студии с удовольствием проводят всякие дни рождения, мальчишники, девичники, корпоративные события. То есть, гостем студии может стать каждый, кому нравится готовить, кто открыт для новых знаний и экспериментов, любит изобретать, пробовать новые вкусы, получает от этого эмоции удовольствия, черпает вдохновение. В профессиональных рамках кулинарная студия превращается в test-kitchen для ресторанов, кафе, фабрик кухни и т.д. Моя кулинарная студия – мультиформатная, на её базе, вместе с командой профессиональных поваров, мы не только проводим мастер-классы, но и занимаемся разработкой меню для новых ресторанных проектов, прорабатываем его, презентуем, проводим дегустации для наших партнеров-рестораторов.

Наша площадка позволяет проводить фотосессии блюд для ресторанных меню, блогов, осуществлять видеосъемки рецептов, кулинарных видеороликов различного формата

КАКИЕ ЕЩЕ СФЕРЫ ОХВАТЫВАЕТ КУЛИНАРНАЯ СТУДИЯ? 

В нашу кулинарную студию часто обращаются с вопросами аренды фуд-блогеры, фуд-фотографы. Наша площадка позволяет проводить фотосессии блюд для ресторанных меню, блогов, осуществлять видеосъемки рецептов, кулинарных видеороликов различного формата. Неожиданно для нас в период пандемии наш партнёрский список начал расширятся. К нам стали обращать крупные компании с предложениями фото- и видеосъёмок рецептов с их продуктами. Нашим клиентом также стал молочный завод, для которого мы делали сравнительный анализ продукции с продуктами конкурентов. Также мы часто снимаем кулинарные видеоролики под ключ для московского телевидения…  Вообще кулинарная студия – организм многогранный, многофункциональный, дающий безграничные возможности для поиска новых форматов.

А КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА С ПРОДВИЖЕНИЕМ?

Все, на самом деле, зависит от шефа. Работа кулинарной студии построена на факторе доверия аудитории. Поэтому мало известным, немедийным личностям сложно продвигать свой бренд: требуются большие инвестиции на маркетинг, рекламу, развитие. Если же профессионал более-менее известен в своем регионе, то продвигать свою студию ему будет проще. 
Дело в том, что публичная личность подразумевает широкий охват аудитории. И с ним будут стремиться работать многие компании, чтобы продвинуть свой продукт на конкурентном рынке. Так уж устроена психология маркетинга. В Нижнем Новгороде меня многие знают. Местные производители продуктов питания – фермеры, различные хозяйства – обращаются с целью продвинуть свой продукт в рамках наших мастер-классов, презентаций, видеоканала кулинарной студии, который я создал в пандемию.

ВОЗМОЖНО ЛИ ПРОДВИЖЕНИЕ БЕЗ ФИНАНСОВЫХ ВЛИВАНИЙ?

Тут может сработать сарафанное радио.  Для этого нужно проводить мероприятия в коллаборации с организациями, у которых уже есть аудитория и качественный продукт. Я тоже стараюсь продумывать много совместных мероприятий с ресторанами, гастробарами. Это позволяет продвигать свой бренд как на своей площадке, так и на площадке партнеров. При таких условиях охваты будут только расти и тогда особо инвестировать в маркетинг не придется. 
Кстати, менее известный повар может поучаствовать в совместном проекте с более популярным шефом и на его фоне расти, совершенствоваться, обрастать своей аудиторией.

Я стараюсь продумывать много совместных мероприятий с ресторанами, гастробарами. Это позволяет продвигать свой бренд как на своей площадке, так и на площадке партнеров.

ГДЕ ЕЩЕ СТОИТ ИСКАТЬ СВОЮ АУДИТОРИЮ?

Владелец кулинарной студии может искать свою аудиторию сразу в нескольких направления: во-первых, как я уже сказал, это коллаборация с известными организациями общепита и звездами гастрономического мира. 
Во-вторых, это социальные сети. Известие о закрытии Инстаграма побудило всех вернуться в российскую социальную сеть «ВКонтакте», создать аккаунты на Телеграмм-канале. Также у нас есть видео-хостинг RuYube, на котором можно развивать свой канал и набирать аудиторию. 
В-третьих, можно сотрудничать с местными компаниями на взаимовыгодных условиях. Уже много лет я сотрудничаю с нижегородским рынком, где провожу мастер-классы на различных мероприятиях. 
На рынке, где как раз ходит моя целевая аудитория, я размещаю рекламные баннеры о предстоящих мастер-классах в моей кулинарной студии. Таким образом, покупатель, приобретая продукт, получает информацию о том, где его научат приготовить покупку вкусно и по-новому. 
В-четвертых, можно обмениваться аудиторией с другими компаниями. У меня есть такой опыт с винными бутиками: мы обмениваемся визитками, организовываем совместные мероприятия с барменами, сомелье, рассказываем о винах, фудпейринге… Кулинарная студия предполагает постоянное движение, которое гарантирует широкий охват аудитории. Разумеется, развивая кулинарную студию, можно ограничиться мастер-классами. Что касается меня, то я – многогранен, мне интересны различные направления, реализации новых творческих идей, совместные проекты.

СЛОЖНО ЛИ НАХОДИТЬ ОБЩИЙ ЯЗЫК СО ЗВЁЗДНЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО МИРА?

Сложно, когда ты не профессионал, когда нет понимания цели, своей аудитории. Чем выше профессиональный уровень человека, чем он успешнее, тем проще с ним общаться и взаимодействовать. Например, с Константином Ивлевым мы дружим уже более 10 лет, еще со времен «Адской кухни». В мою кулинарную студию он приезжал 4 раза, где проводил мастер-классы. Тем, кому удалось побывать на них, остались очень довольны. До сих пор просят повторить. Несколько лет общаемся и сотрудничаем с Ильей Лазерсоном. Надеемся скоро нам удастся провести совместное мероприятие.

ПОМОГАЕТ ЛИ КУЛИНАРНАЯ СТУДИЯ ТВОРЧЕСКОМУ ВДОХНОВЕНИЮ?

На базе своей студии я создал кулинарное сообщество, где собираю шеф-поваров не только из Нижнего Новгорода, но и из других регионов. К нам с удовольствием присоединяются рестораторы, директора, сомелье, бармены, владельцы баров, кулинарные блогеры, фермеры и поставщики оборудования. Обычно мы собираемся по 30-40 человек, готовим около 15 блюд на заданную мной тему, общаемся, едим, наслаждаемся обществом друг друга, делимся опытом… 
Дело в том, что работа шеф-повара зачастую ограничивается стенами кухни. Время от времени ему нужно покидать зону комфорта, развиваться не только в рамках ресторана, но и вести активную общественную жизнь. Поэтому, когда собирается такое количество творческих людей вместе, то происходит обмен опытом, энергиями, происходит налаживание полезных и дружеских связей. 
Такие мероприятия несут много позитивных эмоций. Мы вдохновляем людей и вдохновляемся сами.

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕХ КУЛИНАРНОЙ СТУДИИ?

Успех зависит от многих факторов. В первую очередь, от правильно выбранного направления, в котором работаешь, чтобы оно совпало с потребностями аудитории. Также важна локация студии, чтобы до нее было удобно добираться. 
В кулинарии особое внимание уделяют подаче. Если на мастер-классе все будет подано вкусно, гармонично, красиво, легко и просто, то успех не заставит себя ждать.


Эксперт

Андрей Сулима


Публикация упоминается в журнале:

Ресторановед № 1-3/2022