Сергей Капков – российский государственный деятель, руководитель Московского Центра Урбанистики при экономическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова.
Надо спасать не отдельные предприятия, а атмосферу города
Сейчас мы наблюдаем довольно плачевную картину. Понятно, что малый и средний бизнес будут бороться до последнего. Однако давайте трезво смотреть на вещи. В том положении, в котором оказалась сфера гостеприимства, без помощи государства не обойтись. Но она должна заключаться не только в том, чтобы раздавать деньги. Прежде всего, рестораторы ждут от правительства понимания, действенных мер и возможности самим работать и зарабатывать. Для этого должны быть созданы специальные программы содействия в том, чтобы, например, переформатировать предприятия общественного питания, в соответствии с новыми требованиями потребителя. К сожалению, подобные инициативы не предлагаются, и на эти темы никто не разговаривает.
Важно понять, что помогая ресторанному бизнесу, мы спасаем не отдельные предприятия, а в целом атмосферу города. Ресторан – это ведь не только про поесть. Каким будет Рим без итальянских кондитерских, мороженого и эспрессо? Мы любим любой город, прежде всего, за тактильное ощущение жизни. Я считаю, что сохранение этого самого ощущения – главная задача властей.
Мы часто говорим о том, что Москва и Санкт-Петербург – основные метки туристического потока. Но разве индустрия гостеприимства – это не чтобы, в первую очередь, местным жителям было хорошо и комфортно? Приезжая в тот же Рим, мы приходим в кофейню, в которую ходит какой-нибудь дедушка еще со времен Муссолини. Она там не для туристов, а просто часть ДНК города. И мы хотим попасть именно туда не только из-за кофе, а чтобы прикоснуться к уникальной атмосфере.
Если мы уничтожим сейчас движущую силу наших городов – малый и средний бизнес, разгоним людей, которым действительно нравится их дело, восстановить эту инфраструктуру будет очень тяжело.
В период самоизоляции Московский Центр Урбанистики провел исследование среди столичных предприятий сферы услуг. Мы проанализировали 32 000 компаний малого и среднего бизнеса, в которых, между тем, работают 279 000 человек.
Согласно результатам исследования, в Москве могут окончательно закрыться 27% предприятий – около 9 000 компаний.
Как и все исследователи, мы вынуждены рассматривать и самые негативные сценарии. Если ситуация продолжит ухудшаться, потери могут вырасти до 39% – около 12 000 компаний.
При самом негативном развитии событий, Москва потеряет 56% от всего бизнеса.
Если говорить непосредственно о предприятиях общественного питания, в столице могут исчезнуть 31% от всех действующий заведений. Это уже заметно по центру города. В таком случае без работы могут остаться 30 000 человек.
Суммарная выручка предприятий, находящихся в зоне риска, составляет более 40 млрд. рублей.
Вход в профессию
Почему еще так важно сохранить сферу общественного питания? В ней куют кадры. В США всерьез задумались над этим вопросом. Там существует целая программа, суть которой заключается в том, что нельзя полностью автоматизировать популярные сети ресторанов быстрого питания, потому что для многих молодых людей работа на таком предприятии – вход в профессию. Студенты первого курса любого университета обычно идут туда подзаработать. Кроме того, что молодой человек учится четко выполнять определенную задачу, он привыкает ко взаимодействию в команде, к начальству. Потом он может стать кем угодно: банкиром, юристом, президентом…
Ресторан – универсальная образовательная площадка, достаточно стрессовая, очень коммуникационная, позволяющая зарабатывать студенту хорошие деньги. Как правило, коллектив состоит из ровесников. То есть, формируется будущее общество через малый и средний бизнес. Я бы именно на это делал акцент, защищая и требуя преференции, а не на то, что предприниматели теряют деньги. Это первое место работы наших детей, и это надо защищать.
Важность ресторанов
Как-то мы проводили исследование, чтобы выяснить, какие культурные объекты посещают россияне. Первое место – ресторан. Люди совершенно серьезно считают, что ресторан – это весомая часть их культурного досуга, после идут кинотеатры, а уже потом – музеи и театры. Этого не надо стесняться. Наоборот, мы должны принимать важность ресторанов.
К сожалению, у нас никак не меняется отношение к предпринимателям, особенно со стороны чиновников. Поэтому представителям сферы гостеприимства нужно создавать единую силу. Не смотря на то, что все рестораторы – индивидуалисты, так или иначе, необходимо вместе отстаивать интересы отрасли. Власть должна научиться слышать.