Схема франчайзинга в ее современном виде была разработана в середине ХХ века в США будущим основателем самой популярной сети ресторанов быстрого обслуживания Рэйем Кроком, и именно из-за активного использования этого формата мы сейчас можем наблюдать на каждом углу заведения, где можно быстро перекусить горячим гамбургером.
Успех схемы франчайзинга заключается во многих внутренних и внешних факторах. Для этого необходимо разработать жизнеспособную бизнес-модель, «обкатать» ее собственными силами, учесть все нюансы функционирования и основные структурно-функциональные блоки, влияющие на достижение цели, спроектировать и расписать все бизнес-процессы. Предприятия быстрого питания должны сочетать в себе промышленный подход к работе, максимальное акцентирование на потребителя, обеспечивать моментальное обслуживание, высокое качество ингредиентов, минимизировать время приготовления блюд, избегать переизбытка скоропортящийся продукции на складе. Соблюдение этих принципов — залог успеха дальнейшего развития сети. Открытие самостоятельных торговых точек, не использующих единые принципы построения бизнес-процессов, сопровождается серьезными организационными и управленческими проблемами.
Итак, сеть готова к началу экспансии за счет внешних инвесторов, коими являются франчайзи — предприниматели, готовые вложиться в успешный проект и получать от этого стабильный доход. Но рост франчайзинговой сети приводит к необходимости использования комплексных систем автоматизации, способных обеспечить эффективные управление и учет для самых разных видов деятельности предприятия, связанных с производством, торговлей, товародвижением, финансами, человеческими ресурсами и многим другим.
В связи с этим в договорах коммерческой концессии крупных сетей жестко прописываются стандарты автоматизированной системы, а зачастую и обязательный к установке на точке франчайзи конкретный программный продукт.
Внутри предприятия автоматизированная система должна централизованно решать множество управленческих задач — таких как управление системой заказов, поставок и ассортиментом ингредиентов, упростить бухгалтерский учет, вести учет производства ингредиентов из имеющихся на складе продуктов. В случае скорого опустошения склада автоматизированная система должна высылать заказ на поставку ингредиентов головному офису. Головной офис обрабатывает заказы, и автоматически формируется комплект документов для доставки продуктов торговым точкам и каждому партнеру-франчайзи.
Централизованно должны поступать отчеты по кассе и продажам, которые заносятся в базу. На основе этих данных строятся калькуляционные отчеты по проданным продуктам с учетом расходных накладных, а также расчет роялти. Формируется отчет о товародвижении по каждой отдельной торговой точке.
Но так как франчайзи является для франчайзера инвестором и, в некотором смысле, владельцем собственного бизнеса, франчайзер не вмешивается в процессы внутреннего управления точкой продажи. В договорах коммерческой концессии четко прописываются зоны ответственности франчайзи и франчайзера, и управление продажами является зоной ответственности франчайзи. Но у некоторых франчайзеров существует практика влиять на мотивацию сотрудников с помощью централизованных информационных автоматизированных систем. Расчет зарплаты продавцов в точках продаж может быть полностью автоматизирован и учитывать количество проданной продукции и число отработанных смен. С помощью специальных отчетов и документов может осуществляется контроль за работой продавцов по реализации продуктов, затраченных ингредиентов. Также может существовать система премирования и штрафов торгового персонала.