Прежде всего потому, что это требует дополнительных вложений: специалисты определяют, что сегодня в среднем, чтобы заказать оформление и оборудование детской комнаты до 10 кв. метров под ключ, необходимо около 10 тысяч долларов. Сюда включается стоимость мягкой мебели, коврового покрытия, отделочных материалов, аудио- и видеотехники, элементов декора, технического ремонта и светового решения. Но дело даже не в стоимости комнаты: на привлечение гостей рестораны сегодня не жалеют средств. Однако на месте этого помещения можно было бы оборудовать еще один зал и принимать здесь гостей. Возможно, на первый взгляд экономически выгоднее было бы его использовать именно так. Тем не менее владельцы и руководители ресторанов, сделавших ставку на детей, рассчитали верно: родители, зная, что здесь они могут спокойно отдохнуть, будучи, с одной стороны, вместе с ребенком, с другой — друг с другом или с друзьями, обязательно заглянут в заведение хотя бы на вечерок. Обычно заглядывают не раз.
— Детские праздники — это не бизнес, — объясняет Андрей Дашкин, управляющий петербургским рестораном Baden Baden. — Но у всех у нас есть дети, у наших владельцев в том числе, и приятно, когда к нам приходят гости с детьми, семьями, когда устраиваются детские праздники — это оживляет заведение.
Поэтому у нас работает воспитательница, которая следит за детьми, чтобы родители могли спокойно пообедать или поужинать, и фактически каждый уик-енд нам заказывают проведение детского мероприятия — дня рождения или просто детского праздника.
Детская комнатка в этом заведении составляет около 40 кв. метров, она оборудована отдельным, рассчитанным именно на детей, туалетом. В комнате стоят видео-приставка, детские стульчики, столик, микроволновая печь — когда приходят мамы с совсем маленькими детьми, они приносят с собой детское питание, которое нужно разогреть. Кроме того, конечно, есть мягкие игрушки — их можно закупить сразу много, руководствуясь личным вкусом владельца или управляющего, ведь детям, по большому счету, нет разницы, с какими игрушками играть вне дома. И — обязательно! — доска для рисования и все, что нужно для этого занятия: карандаши, раскраски, фломастеры, пластилин и прочее.
Весной при заведении открывается детская площадка.
Впрочем, этот ресторан, являющийся одиночным проектом, — скорее исключение, чем правило: он расположен в одном из спальных районов города, размещается в отдельном помещении и имеет достаточно большую «приресторанную» территорию. Учредители изначально решили строить ресторан для взрослых и детей, и у них была возможность сделать это сразу по максимуму, просчитав вложения в строительство.
Чаще детский досуг продумывают сетевые проекты, понимая в том числе важность привлечения детей в свои заведения как будущих самостоятельных гостей.
— Идея семейного кафе у нас родилась несколько лет назад: нам предложили открыться в детской зоне одного московского торгового центра, и само место предполагало определенную концепцию, — рассказывает Алексей Каира, генеральный управляющий сетью кофеен «Шоколадница». — Мы решили попробовать, и, с нашей точки зрения, все получилось успешно. Безусловно, в таких проектах есть своя специфика: как и в любом ТЦ, основной поток приходится на выходные дни, а поскольку ориентир на детскую аудиторию, то в вечернее время гостей могло бы быть и больше. Но я хочу отметить, что дети — самые, наверное, привередливые гости: их не обманешь. И если ребенку какое-то заведение понравилось, он будет просить родителей, чтобы они с ним пошли туда еще раз. И родители, конечно же, придут. И мы видим у себя очень приятную тенденцию: дети и, соответственно, родители возвращаются в наше кафе. Более того, мы организуем у себя детские праздники, детские дни рождения, и сейчас у нас сформировался целый пул постоянных гостей, которые отмечают в нашем кафе эти праздники регулярно.
Конечно, дизайн такой кофейни отличается от стандартного — в ней, например, есть детский лабиринт, разнообразные игрушки и прочее. Но компания посчитала проект успешным и пять месяцев назад открыла такое же кафе в другом торговом центре, а в нескольких обычных кофейнях по выходным начала проводить бесплатную анимацию для детей, тем самым занимая их и давая время родителям на спокойный отдых.
— Не могу сказать, что семейный проект обходится нам намного дороже обычного, — говорит Алексей Каира. — Эта кофейня, конечно, больше по площади, так как формат подразумевает детскую зону, но все расходы просчитываются: проект не является убыточным.
А компания «Теремок» пошла еще дальше: в своих петербургских ресторанах она стала открывать детские комнаты «Теремоша», объединенные идеей детского клуба.
— «Теремоша» — это полностью социальный проект, понимание нашей ответственности перед обществом, — подчеркивает Виталий Свидовский, генеральный директор компании «Теремок». — Дело в том, что наша компания сегодня полностью состоялась, и мы можем дать нашим гостям что-то бесплатно. Мы решили организовывать при ресторанах детские комнаты, занимая для этого помещения большей, чем обычно, площади. При этом мы хотим, чтобы дети получили возможность не просто смотреть мультики, чтобы не мешать взрослым, а развиваться: в наших комнатах предусмотрены различные развивающие игры, специальные тематические занятия, также направленные на приобретение детьми новых знаний и развитие полезных навыков. Это и ИЗО, и декоративно-прикладное искусство, и многое другое…
Словом, «Теремоша» — это далеко не только детские комнаты, но попытка объединить детей общими идеями, совместным досугом и развитием. Такой подход к делу уже доказал свою жизнеспособность: дети, которые приходят на занятия, как правило, отмечают в «Теремке» и дни рождения, а потом еще посещают утренники. Есть много примеров, когда ребята познакомились на каком-либо мероприятии и с тех пор дружат. В планах «Теремка» — совершенствовать и развивать то, что уже достигнуто при помощи воспитателей со специальным образованием и педагогическим стажем, работающих с детьми. И в этом еще одна сложность проекта с детским уклоном: одними официантами и поварами в нем не обойтись.
«