Тема мотивации сотрудников в любом бизнесе всегда будет актуальной. И скорее всего, полностью не решаемой. Ресторанный бизнес не исключение.
В данной статье в первую очередь хотел бы поделиться своим опытом. За мою ресторанную деятельность мне довелось поработать в разных заведениях и перепробовать разные схемы. Сейчас в наших ресторанах мы практикуем весьма простые механизмы для линейных сотрудников. Мне кажется, что проценты для официантов и барменов – это утопия, и возможны только в заведениях, в которых оборот не «дергается». Бармены и официанты влияют на выручку заведения, но исключительно в рамках привлеченных в ресторан гостей. Заставлять сотрудников выжимать из гостей максимум не совсем корректно.
Однако кому сколько платить – это дело каждого. Проценты с плана, просто большие ставки (пример: у нас в Open Bar бармен получает 4000 рублей в смену), консумации, премии, конкурсы и так далее… Придумывать можно и нужно. Но зачастую полет фантазии ресторатора сложно автоматизировать. Современные системы предлагают те или иные схемы, и фактически все они весьма ограничены и ущербны. А приспосабливать систему мотивации под систему автоматизации тоже не хочется.
Самое главное – любая мотивация должна быть простой и прозрачной для сотрудника. Он должен быть в состоянии сам посчитать, сколько он заработал. Должен понимать в середине месяца, сколько процентов плана он выполнил и на что сделать упор.
В системе iiko у каждого сотрудника есть личный кабинет прямо на станции, в котором он видит, сколько он отработал, заработал, видит штрафы и премии, видит, сколько ему выплачено уже и сколько он получит в конце месяца. И это очень важно! Прозрачность взаиморасчетов мотивирует уже сама по себе.
Все это возможно благодаря встроенному в систему финансовому блоку. Безусловно, в iiko есть и возможность считать зарплату сотрудников по стандартным механизмам (почасовая, посменная, оклад, процент с продаж) автоматически.
Искренне желаю всем рестораторам создавать гениальные системы мотивации, основанные не на деньгах, а отношениях. Вот что действительно важно!