2 октября 2009 года приказом Генеральной прокуратуры РФ № 319 утвержден Порядок формирования ежегодного плана проведения проверок.
Необходимо уточнить: части 6 и 7 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ, регламентирующие данную деятельность, вступают в силу с 01 января 2010 года. Соответственно, ежегодный сводный план проведения плановых проверок может быть сформирован только на 2011 год. На сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации его можно будет увидеть в конце 2010 года, не позднее 31 декабря, как того требует закон.
И здесь важно понимать, что план будет касаться не только субъектов малого и среднего предпринимательства, а всех проверяемых юридических лиц. Так, согласно пункту 6 статьи 9 закона в срок до 1 ноября 2010 года органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля направят в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры. Прокуратуры субъектов Российской Федерации, в том числе прокуратура Санкт-Петербурга, обеспечат их сведение в пределах соответствующих территорий, проверив законность предложений органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Форма и содержание таких планов также будут установлены Правительством Российской Федерации. Генеральная прокуратура, в свою очередь, разместит ежегодный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет до 31 декабря 2010 года. В дальнейшем такая работа будет проводиться ежегодно.
— Скажите, пожалуйста, как сделать журнал учета проверок и есть ли для него определенные правила — как он должен выглядеть и прочее? Когда нужно его делать?
— Статьей 16 (часть 8) Федерального закона № 294-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 утверждена типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора). Сам приказ и типовая форма журнала учета проверок опубликованы в правовых системах «Консультант Плюс», «Кодекс». Статьей 16 (части 9-10) Федерального закона № 294-ФЗ установлены требования к ведению журнала. В частности, журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя. В журнале должностными лицами органа государственного контроля (надзора) делается запись о проведенной проверке, о датах ее начала и окончания, времени проведения, правовых основаниях, предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются сведения о должностных лицах, проводящих проверку.
— Правильно ли я поняла, что этот закон касается абсолютно всех органов, имеющих право осуществлять проверки?
— Согласно статье 1 Федерального закона № 294-ФЗ, установленный порядок организации и проведения проверок не применяется к действиям государственных органов при проведении оперативно-разыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия; прокурорского надзора и правосудия; административных расследований; мероприятий финансового контроля и финансово-бюджетного надзора; налогового и валютного контроля; контроля на финансовых рынках; банковского надзора; расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве; государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. В перечисленных областях применяются нормы специального законодательства, определяющие особенности проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Организации общественного питания должны интересовать те органы контроля, которые действительно вправе осуществлять выездные плановые и внеплановые проверки таких организаций. К ним относятся: органы Роспотребнадзора (проверяют санитарное состояние помещений, качество пищевых продуктов, наличие сертификатов на продукцию, соблюдение санитарных правил при изготовлении и реализации продуктов); органы госпожарнадзора (проверяют противопожарное состояние помещений, приборов, оборудования); милиция (проверяет наличие учредительных документов и документов о регистрации и постановке на налоговый учет, наличие лицензий и соблюдение условий, предусмотренных лицензиями, соблюдение правил продажи отдельных видов продукции, например алкогольной продукции); налоговые органы (проверяют наличие контрольно-кассовой техники, соблюдение правил ведения кассовых операций, осуществляют финансовый контроль).
— На основании каких документов проводятся проверки?
— В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 294-ФЗ, выездные проверки, как плановые, так и внеплановые, проводятся на основании распоряжения или приказа руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя утверждена названным выше приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141. Следует обратить внимание, что согласно статье 14 Федерального закона проверка может проводиться только должностными лицами, которые указаны в распоряжении (приказе) о проведении проверки. Названным приказом Минэкономразвития также утверждены: типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора) с прокуратурой проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства; типовая форма акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя.
— Какие именно документы должны быть оформлены после проверки по ее итогам?
— Порядок оформления результатов проверки установлен статьей 16 Федерального закона № 294-ФЗ. Так, по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. О типовой форме акта проверки сказано выше. К акту проверки должны прилагаться: протоколы отбора образцов продукции; протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз (если проводились); объяснения работников юридического лица или работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований; предписание об устранении выявленных при проведении проверки нарушений. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его представителю под расписку. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в орган государственного контроля (надзора), проводивший проверку, в письменной форме свои возражения.
— Есть ли какой-то четкий алгоритм действий, которого ресторатор или руководитель заведения может придерживаться, принимая в ресторане работников Роспотребнадзора в качестве проверяющих?
— Каких-то особых рекомендаций, как вести себя с должностными лицами, осуществляющими проверку, не существует. Можно отметить наиболее типичные проблемы у организаций общественного питания, по поводу которых у проверяющих чаще всего возникают претензии. Это несоблюдение санитарных норм и правил, плохое ведение документации на товар (отсутствие товарно-транспортных накладных или их неправильное оформление), отсутствие сертификатов соответствия на пищевые продукты, нарушение правил учета и реализации алкогольной продукции (в том числе продажа алкогольной продукции без соответствующей лицензии), нарушение порядка ведения кассовых операций. Если у организации общественного питания в этих делах наведен порядок, то бояться проверок нет оснований. И еще один важный момент: согласно Федеральному закону № 294-ФЗ, для проведения внеплановой выездной проверки согласование с прокуратурой требуется только в том случае, если проверке подлежит деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства. В отношении остальных лиц сохраняется общий порядок проведения проверок.
— Подчиняется ли этому закону миграционная служба?
Контроль и надзор в сфере миграции подпадает под действие Федерального закона № 294-ФЗ и должен осуществляться в соответствии с требованиями данного закона. В то же время следует помнить, что на 2009 год установлен запрет на использование труда иностранных работников только при осуществлении следующих видов деятельности: розничная торговля алкогольными напитками и пивом; розничная торговля фармацевтическими товарами; розничная торговля в палатках и на рынках, а также вне магазинов. На организации общественного питания данный запрет не распространяется.
— А организация, которая осуществляет проверку согласований на вывески, вентиляторы и кондиционеры и другие вещи, находящиеся на фасаде зданий? Если не ошибаюсь, такая организация относится к органам местного самоуправления. Недавно они оштрафовали наших соседей за несогласованную вывеску, сказав при этом, что данному закону они не подчиняются, так как являются не проверяющим органом, а контролирующим. Законно ли это?
— Есть вывески, которые подпадают под понятие «рекламная конструкция». В этом случае на них распространяется Федеральный закон «О рекламе». Если вывеска имеет значение информационного указателя, она не является рекламой. Между тем постановлением правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 № 1135 утверждены Правила содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, в соответствии с которыми размещение настенных вывесок на фасадах зданий должно быть согласовано с Городским центром размещения рекламы. В соответствии со статьей 18 Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге» нарушение установленных правительством Санкт-Петербурга правил размещения объектов наружной рекламы и информации либо распространение наружной рекламы и информации без разрешения, выданного уполномоченным правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 руб. до 1500 руб.; на должностных лиц — от 2500 руб. до 5000 руб.; на юридических лиц — от 20.000 руб. до 100.000 руб. При повторном нарушении размер административного штрафа увеличивается для граждан до 2500 руб.; для должностных лиц до 10.000 руб.; для юридических лиц до 250.000 руб. На использование кондиционеров на фасаде зданий необходимо согласие собственника здания. Но на практике эта норма не работает.
Уважаемые рестораторы! Мы планируем и далее вести рубрику «Законы и нормативы» и предлагаем вам отправлять все интересующие вас вопросы на электронный адрес kulikova@restop.ru с пометкой «Новый закон».
2 октября 2009 года приказом Генеральной прокуратуры РФ № 319 утвержден Порядок формирования ежегодного плана проведения проверок.
Необходимо уточнить: части 6 и 7 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ, регламентирующие данную деятельность, вступают в силу с 01 января 2010 года. Соответственно, ежегодный сводный план проведения плановых проверок может быть сформирован только на 2011 год. На сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации его можно будет увидеть в конце 2010 года, не позднее 31 декабря, как того требует закон.
И здесь важно понимать, что план будет касаться не только субъектов малого и среднего предпринимательства, а всех проверяемых юридических лиц. Так, согласно пункту 6 статьи 9 закона в срок до 1 ноября 2010 года органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля направят в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры. Прокуратуры субъектов Российской Федерации, в том числе прокуратура Санкт-Петербурга, обеспечат их сведение в пределах соответствующих территорий, проверив законность предложений органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Форма и содержание таких планов также будут установлены Правительством Российской Федерации. Генеральная прокуратура, в свою очередь, разместит ежегодный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет до 31 декабря 2010 года. В дальнейшем такая работа будет проводиться ежегодно.