Одним из признаков успешной ресторанной сети по праву считается сильная система обучения и подготовки сотрудников. Однако до того момента, как ресторатор сможет уверенно назвать свои заведения сетью, ему придётся пройти определённый путь — начав с одного, затем с двух и далее заведений. Причём каждый ресторан (клуб/бар/кафе) должен быть успешен! И в этом деле, как ни странно, действует тот же принцип: одним из признаков успешного заведения будет сильная система обучения сотрудников. Итак, вам в любом случае нужно найти бизнес-тренера.
Елена Победоносцева окончила факультет экономики и менеджмента Санкт-Петербургского государственного технического университета. Имеет большой опыт работы в сфере продаж (ОАО «ПК «Балтика», Pepsi Bottling Group, ОАО «Русский Продукт»), а также в сфере ресторанного бизнеса (была ведущим бизнес-тренером в сети ресторанов «Две Палочки»). В числе консалтинговых HR-проектов — сотрудничество с сетью суши-баров «Евразия», ресторанным холдингом AB restaurants (Казахстан), сетью ресторанов японской кухни «Фудзи» (Казахстан), пироговыми «Тесто Место», сетью кондитерских «Бизе», сетью суши-баров «Суши вёсла», сетью MyBox, asianbuffet. Выступает в качестве эксперта на Международной выставке ПИР, преподаёт в бизнес-школе RMA (Москва), выступает в качестве приглашённого спикера в бизнес-школе SWISSAM (Санкт-Петербург). Автор и ведущий открытых тренингов для рестораторов, менеджеров по персоналу и тренеров по темам «Управление персоналом в ресторане и сети» и «Тренинг тренеров для рестораторов».
— участие в разработке стандартов обслуживания;
— выявление потребности в обучении;
— осуществление наставничества над новыми сотрудниками;
— создание программы обучения;
— проведение тренинговых занятий (в классе);
— оценка динамики, эффективности занятий;
— проведение полевого обучения сотрудников;
— участие в аттестации (оценке) персонала.
Кто такой бизнес-тренер
Хороший тренер — это эксперт в трёх областях:
1. Предмет: тренер должен иметь очень хорошее представление о том, ЧТО он делает, то есть хорошо понимать ресторанную специфику, понимать ресторанную «кухню», знать стандарты обслуживания и техники продаж.
2. Обучение: тренер — это, прежде всего, специалист по обучению, который умеет выявить потребность в том или ином обучении, умеет учить, знает и умеет использовать основные инструменты обучения для взрослых людей.
3. Психология: всё многообразие человеческих отношений должно быть знакомо тренеру и являться одной из зон его компетентности. Важно, чтобы он имел активную жизненную позицию, был расположен к людям, умел расположить к себе и найти подход к каждому сотруднику.
Ловушка трендов обучения
Хочу предостеречь: в тот момент, когда вы принимаете решение о приглашении тренера, вы оказываетесь в ловушке трендов обучения: вы вдруг обнаруживаете, что подходящих специалистов нет.
Вы просматриваете сайты по поиску сотрудников и видите следующих:
— «бизнес-тренер с 10-летним стажем работы» в тренинговом агентстве или внутренний тренер, который прошёл все мыслимые и немыслимые курсы, сам проводивший «все тренинги обо всём», что-то «поставивший с нуля» и «повысивший на 100%». Он действительно умеет писать тренинги и наверняка хорошо их проводит. Только очень дорого стоит. И, может быть, вам с вашим рестораном его пока не потянуть;
— внутренний тренер. Специалист и профи. Готов претендовать на должность начальника отдела обучения или, в крайнем случае, руководителя учебного центра… Жаль, что вам нужен простой тренер для обучения официантов, администраторов и проч. То есть человек, который будет еженедельно, с многократными повторениями, тренировать ресторанный сервис;
Основные обязанности бизнес-тренера:
— выявление потребности в обучении;
— осуществление наставничества над новыми сотрудниками;
— создание программы обучения;
— проведение тренинговых занятий (в классе);
— оценка динамики, эффективности занятий;
— проведение полевого обучения сотрудников;
— участие в аттестации (оценке) персонала.
— выпускник университета, факультета психологии. Прошёл курсы повышения квалификации в области бизнес-обучения. Проводил тренинги личностного роста, работал со страхами и установками… Только вот в ресторанах он бывал исключительно в качестве гостя.
Умению обучать можно научить
Как же быть ресторатору? Мне видится тут только два возможных решения. Первое — выбрать специалиста с рынка и «прогнать» его через всю вашу компанию — то есть сделать очень серьёзное погружение в ваш бизнес, предполагающее доскональное изучение всех зон компании, знакомство со всеми сферами и задачами других сотрудников.
Второе — отобрать талантливого собственного сотрудника и отправить его на обучение на тренера: умению обучать можно научить.
После обучения ваш будущий внутренний тренер, понимая функционал и задачи сотрудников, оценивая и разбираясь в бизнес-процессах компании, должен будет, во-первых, увидеть и «снять» проблему. Во-вторых, он должен уметь составить обучающую программу под конкретную задачу и прописать тренинг или серию тренингов. В-третьих, уметь организовать обучение, провести тренинг так, чтобы он был результативен и эффективен, чтобы навыки участников перешли на уровень осознанной компетентности. Наконец, он должен владеть инструментами оценки обучения, уметь оценить не только эмоциональный эффект тренинга, но увидеть именно результат обучения.