В период пика пандемии коронавируса (в 2020–2021 гг.) общий оборот рынка ежегодно увеличивался в 1,5 раза.
Сейчас же покупатели стали все чаще отказываться от оформления подписки на доставку продуктовых наборов и готовых рационов питания из-за снижения реальных доходов и возросшей на этом фоне неопределенности, объясняется в исследовании причины падения рынка. Кроме того, на продажи игроков данного сегмента серьезно повлияли объявленная в конце сентября прошлого года частичная мобилизация и последовавшая за ней эмиграция части населения – представителей среднего класса, наиболее обеспеченных россиян.
В четвертом квартале 2022 года оборот второго по величине сервиса доставки готового питания Grow Food упал на 27,2% год к году, до 700 млн рублей. Продажи «Шефмаркета» за этот период сократились на 6% до 358 млн руб. Отрицательную динамику продемонстрировали также сервисы Elementaree и Justfood: оборот у них сократился на 10 и 13% до 670 млн и 480 млн руб. соответственно. При этом оборот лидера рынка Performance Group немного вырос – на 1,7% до 1,15 млрд рублей.
Участники рынка рассказали, что они также столкнулись с ростом себестоимости товаров. Например, закупочные цены на упаковку и этикетки в 2022 г. увеличились в 3 раза, а продукты питания в среднем подорожали более чем на 15%.
Тем не менее аналитики прогнозируют, что рынок готовых рационов питания и наборов для приготовления блюд по итогам 2023 года может увеличиться на 15% до 18 млрд руб.