Американские сети идут строем
Не успел открыться в Москве ресторан американской кухни Chili’s® Grill & Bar компании Brinker International Inc. (интервью с кулинарным директором и директором по закупкам международного отдела компании Brinker International Майклом Винкельманном можно прочитать в майском номере нашего журнала), как в Россию пришла американская же сеть Moe’s Southwest Grill: компания Glaventer Investments Ltd выступает российским франчайзи американской сети. Атмосферу и кухню ресторанов характеризуют как «американскую Юго-Западную». Традиционные блюда меню в Moe’s Southwest Grill — свежие овощи, буритос, такос, начос и гриль. Отличительной особенностью сети Moe’s Southwest Grill является полное отсутствие микроволновых печей и холодильного оборудования: здесь приветствуются только натуральная тепловая обработка и свежие продукты утреннего завоза.
Впрочем, к выходу на российский рынок готовятся еще три новые сети фастфуда из США: сразу с тремя брендами планирует к нам прийти американская Global Franchise Group. Если компания сможет договориться с местными партнерами, в России появятся сети Marble Slab Creamery (кафе-мороженое), Great American Cookies (кондитерская) и Pretzelmaker (кафе, специализирующееся на кренделях). Как считают эксперты российского ресторанного рынка, на нем найдется место для новых игроков, однако, по их мнению, форматы, которые предлагает GFG, очень непростые.
Американская сеть ресторанов быстрого питания Quiznos, планирующая открыть свой первый ресторан уже в этом году, перенесла открытие на следующий, но намеревается до 2014-го вложить в развитие своей сети в России около 4 млн долларов.
О намерении выйти на российский рынок в 2013‑м заявили одна из самых популярных в США сеть закусочных Johnny Rockets и сеть Wingstop, насчитывающая более 530 точек в США и Мексике.
Другие тоже не дремлют
Кроме американских сетей в Россию в этом году пришли израильская Sicaffe, французские Buddha Bar и Paul. Дубайская Jumeirah Group, управляющая сетью отелей и ресторанов по всему миру, начала с России вывод на европейский рынок своего флагманского ресторанного бренда паназиатской кухни The Noodle House. Интервью с Филом Бродом, являющимся генеральным директором Jumeirah Restaurants LLC, мы представляли еще в ноябрьском номере нашего журнала за 2011 год. Заведения The Noodle House можно отнести к формату casual dining (дословно — «повседневный обед»); этот формат считается промежуточным между фастфудом и ресторанами.
Одной из самых ярких новостей ушедшего года стала новость об открытии в Москве и Петербурге сети Jamie’s Italian знаменитого британского шеф-повара Джейми Оливера. Его партнером стал холдинг Ginza Project, планирующий открыть первые рестораны в наступившем году. Более подробно об этом можно прочитать в декабрьском номере нашего журнала.
Фастфуд по-прежнему впереди
Сегмент быстрого питания продолжал в 2012 году развиваться наиболее активно: по подсчетам аналитиков «Финама», он растет на 16% в год, в то время как весь ресторанный рынок — на 11%, что, собственно, и стало причиной интереса к фастфуду крупных рестораторов и финансовых структур. Так, совладелец «Шоколадницы» Александр Колобов совместно с «ВТБ Капиталом» развивает Burger King в России, а совладелец «Фуд Сервис Капитала» Михаил Зельман — сеть Wendy’s. К 2017 году, прогнозирует «Финам», оборот фастфуда в России вырастет до 824 млрд рублей.
Но лидером абсолютного роста в сфере общественного питания в России по-прежнему остается Subway: по итогам 2012 года эта сеть второй год подряд демонстрирует лучший показатель абсолютного прироста числа заведений, присоединив еще 161 новый ресторан. В отчетный период компании удалось сохранить высокие темпы развития в Москве (прирост составил порядка 30%), а также стать лидером роста в Санкт-Петербурге, увеличив сеть на рекордные 215%. По данным на первую декаду декабря 2012 года, SUBWAY® управляет 485 ресторанами по всей России и еще 96 находятся в процессе строительства.
Все больше компаний выходит на путь франчайзинга
Большинство сетей планируют развиваться, конечно, по франчайзингу — этот путь развития выбирают и российские компании. «Г. М. Р. Планета гостеприимства» делает ставку на новый сетевой проект Yamkee, запущенный в начале этого года, а также приобретенную весной сеть «Елки-Палки», которую после ребрендинга планируется вывести на международный рынок. Франчайзинговую программу разработала компания «АРПИКОМ», а также холдинг Ginza Project.
Впрочем, самой главной «франчайзинговой» новостью 2012 года стало то, что McDonald’s продал в России свою первую франшизу. Российское дочернее предприятие ЗАО «Москва-Макдоналдс» заключило договор коммерческой концессии с ООО «Развитие РОСТ», предоставив компании возможность открывать рестораны McDonald’s на железнодорожных вокзалах и в аэропортах Москвы и Санкт-Петербурга. Договор заключен до 12 апреля 2032 года.
С момента выхода на российский рынок McDonald’s открывал в России исключительно корпоративные рестораны, и стать франчайзером лакомой сети мечтал не один ресторатор. Другое дело, что первая франшиза грозит стать и последней. Хотя некоторые средства массовой информации и писали, что перейти к франчайзинговой схеме корпорацию вынуждает активный рост конкурентов — Burger King и Wendy’s, — но Хамзат Хасбулатов, президент McDonald’s в России и Восточной Европе, говорит совершенно определенно: «Мы никому не отдаем право на развитие бизнеса». Более подробно об этом можно прочитать в майском номере нашего журнала.