No smoking: даже несмотря на то, что на законодательном уровне принимаются антитабачные законопроекты, с которыми очень скоро рестораторы будут вынуждены считаться, курить сейчас в принципе не модно.
Baby bum: рождаемость сегодня хотя и медленно, но растет, и вложение в детские комнаты и детские заведения — это действительно вложение в будущее.
Сейчас модно есть здоровую пищу, а в семейных заведениях она такой должна быть априори.
Кроме того, люди хотят с пользой проводить досуг, сегодня модно иметь семью и говорить об этом, люди, в том числе мамы, хотят общаться с детьми и друг с другом — и в этом тоже им могут помочь семейные рестораны. Наконец, целевая аудитория такого заведения широка, а ниша не занята: и инвесторы, и рестораторы семейного формата побаиваются. Поэтому конкуренция здесь пока невелика.
Однако формат этот сложный, и именно поэтому некоторые наши заведения недотягивают до семейных, хотя стремятся к этому. У них не хватает раскрасок, они не успевают менять игрушки, им не хватает воспитателей, они требуют с гостей оплату за разбитую посуду. И в результате все их траты на формат уходят в песок, а сами заведения — в минус. А вот кто дотягивает — имеет шанс выйти в плюс! Срок окупаемости хорошего семейного заведения может быть меньше года, а уж на самоокупаемость, как говорят эксперты, при соблюдении всех правил открытия оно может выйти буквально в первый месяц работы.
Но надо понимать, что в данном случае семейному ресторану, чья целевая аудитория прежде всего взрослые, а потом дети, — то есть «взрослому» семейному ресторану во многом проще, чем детскому. И надо сказать, что одиночное детское заведение будет очень сложно и тяжело выживать без ясного результата и срока окупаемости. А вот сеть шанс имеет. Но, заметим, все успешные сети семейных заведений базируются еще на каком-то бизнесе. В арт-кафе «Домовенок», например, это сеть магазинов «Книжный дом», а в сети «АндерСон» — собственное кондитерское производ-ство, которое было запущено до открытия первого заведения.
— Собственное производство — это очень сложное решение, — говорит Анастасия Татулова. — Хочу сказать, что экономически делать производство до пятого-шестого кафе бессмысленно. С самого начала я хотела сделать кондитерку: это была сначала кондитерка, а потом место, где можно ее продавать. Но я точно понимала, что до четырех-пяти мест эта кондитерка меня будет тянуть вниз, потому что она убыточна. Для меня это не было сюрпризом. Но я считаю, что в одном формате детское семейное кафе не выживет и до пяти точек — бессмысленно.
Анастасия подчеркивает: успех заведения складывается не из формата! У нее есть кондитерское производство, есть детское направление и есть отдельный кейтеринг. Все эти разносезонные вещи уравновешивают выручку, которая поэтому одинакова фактически круглый год. Отдельному ресторану добиться этого очень сложно.
— Поэтому если у человека есть какие-то деньги и он хочет открыть такое семейное заведение, чтобы «попробовать», — ему лучше этого не делать, — советует Анастасия. — На последние деньги кафе такого формата открывать не стоит! Я строю сеть, которая требует долговременных вложений, этот бизнес будет окупаться не сразу, но сразу требует постоянного внимания, участия и терпения.
Но если сделать семейный ресторан правильным, просчитав все расходы и подготовившись к ним, то он может сделаться модным и принести хорошую прибыль. И даже если при 100-процентной выручке обычный ресторан может получить до 30% прибыли, а детское заведение — всего 10%, в рублевом эквиваленте эти 10% могут «перевесить» 30. Для этого стоит потрудиться.
«