Огромным импульсом увеличения числа туристов и для привлечения внимания потенциальных гостей региона являются крупные мероприятия, проходящие в Перми и Пермском крае. Особенно много их в юбилейном для города 2023 году, в котором Перми исполняется 300 лет. Столица Прикамья уже провела Гранд-финал всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства» и Форум Гостеприимства России, XXXI Всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна». В августе в Перми пройдет Летний кубок КВН, а также финал IV Олимпиады по кулинарии и сервису «Легенда» имени Виктора Борисовича Беляева.
Насколько удается реализовать планы по развитию туризма, какую роль в этом играют события общероссийского масштаба мы поговорили с Сергеем Хорошутиным — заместителем министра по туризму Пермского края .
Сергей Сергеевич, похоже, Пермь претендует на звание неофициальной столицы знаковых мероприятий сферы гостеприимства. Это политика края или просто так сложилось в последние годы?
— Те глобальные события, которые мы делаем в этом году, — это для нас, в первую очередь, огромная возможность. Маркетинговый инструмент, который мы используем, чтобы рассказать о себе, о нашем прекрасном городе и крае в преддверии 300-летия Перми. Мы хотим, чтобы как можно больше людей посетило наш регион, чтобы гости увидели и оценили наши усилия по подготовке города и колоссальные изменения в инфраструктуре.
Как прошла подготовка к гранд-финалу конкурса «Мастера гостеприимства»?
— Все происходило штатно, в рабочей атмосфере. Мы выбрали, как мне кажется, прекрасную локацию — на берегу Камы. Как видите, нам способствовала теплая погода. И хотя, в силу обстоятельств, было несколько переносов дат проведения гранд-финала, в итоге мероприятие пришлось на очень хороший период конца весны. Мы очень рады, что многие нашли время и возможность посетить наш город и поучаствовать в этом событии.
Как Вы считаете, ресурсы, затраченные на подготовку, — это долгосрочные вложения или отдача есть уже сейчас?
— Мне кажется, что это надо рассматривать в комплексе всех тех флагманский мероприятий, которые проходят у нас одно за другим и посмотреть, каким образом у нас это сыграет суммарно. Например, надо понимать, что у гостиничной инфраструктуры есть предел емкости и у нас она на сегодняшний момент близка к своим максимальным возможностям. Загрузка гостиницы в 100 процентов — это не очень хорошо, потому что и линейного персонала надо больше, и нагрузка на инфраструктуру гостиницы такая, что оперативные решения сложнее принимать.
Поэтому у нас строятся много новых отелей. Конечно, все они не откроются в этом году. Но туристский поток растет постоянно, по прошлому году мы получили цифру в 818 000 гостей. Это такое количество туристов, которых у нас в Пермском крае никогда не было. Я думаю, что в этом году мы возьмем планку в миллион. Возможно, что в 2024 году будет легкое падение, потому что это уже не будет юбилея как информационного повода и дополнительного аргумента в пользу посещения нашего края. Но все равно, мы рассчитываем, что делаем всё правильно и это даст долгосрочный рост.
Мы, совместно с бизнесом, последовательно наращиваем все блоки существующих ресурсов. Это и транспорт, и гостиницы, и рестораны, и общественные пространства. Гости видят, как, например, преобразилась набережная Камы, ставшая культовым местом для горожан и наших гостей.
Кстати, все мероприятия проводим таким образом, чтобы и в высокий, и в низкий сезон они давали равномерную нагрузку той инфраструктуре, которая сейчас создается и развивается.
Мы последовательно работаем в нескольких направлениях и постояло анализируем результаты и цифры. Усиливаем продвижение региона и если видим, что оно не доходит до нужной аудитории, вносим коррективы. Доносим информацию о новых возможностях развития бизнеса до потенциальных инвесторов. Все-таки сегодня очень много мер поддержки, которыми мы оперируем. Я думаю, что мы выходим на какой-то баланс и все будет хорошо в нашем регионе.
В Перми качественный и давно сложившийся ресторанный бизнес. Что эти мероприятия привносят в ресторанные проекты и как они меняются в зависимости от этого?
— Что касается конкретно ресторанного бизнеса, то это вопрос разнообразия, вопрос уровня и качества сервиса и многих других элементов, которые необходимы, чтобы гость выбрал именно это заведение. Как-то так исторически сложилось, что в Перми ребята очень стараются поспевать за всеми трендами и максимально оперативно закрывать все потребности гостя.
Конечно, у нас в Перми (как и по всей стране) очень остро стоит кадровый вопрос. Но, при этом, я вижу, что занятость в сфере HoReCа, перестает быть уделом студентов, временной подработкой. Эта деятельность становится той профессией, в которую хочется пойти. Очень много ребят прошли путь от официанта до управляющего заведением. Все зависит от руководителя, который открывает новые заведения и тянет за собой на руководящие позиции своих же ребят. Тогда все складывается в проектах: и гости, и сотрудники — все счастливы.
Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития ресторанного бизнеса в Перми и в крае, и от каких форматов вы ждете наибольшего роста?
— Все идет от запроса гостя. Понятно, что главные тренды формируются в столицах и потом воплощаются в регионах. Но что-то интересное возникает и на локальном рынке. Сейчас по всей стране говорят о локальной кухне. Она очень активно набирает обороты и в Пермском крае. Но при этом никто не уйдет сегодня от концепций, которые сейчас существуют и показывают хорошие финансовые результаты. Я буквально месяц назад в Москве видел очередь человек из пятисот в одно заведение на 20 посадочных мест. Это какая-то хайповая история, какой-то модный корейский стрит-фуд. Понятно, что такие вещи будут и нас здесь догонять. И это хорошо.
Если говорить о стрит-фуде и мобильных форматах: как эти концепции представлены в Перми и есть ли здесь потенциал?— Здесь история простая. Когда мы ещё в 2021 году стали разбираться, что у нас с нормативной базой. Оказалось, что в процедурах размещения фудтраков существуют ограничивающие факторы. Очень много надзора, но никто не мог объяснить как это должно работать. Но механизм был найден. Мы стали перенимать опыт Москвы, который там успешно работает. Например, выделение зон для фудтраков на уровне муниципалитетов.
В Перми фудтрак из-за сезонности и холодной зимы не так активно может работать, как этого бы хотелось, однако этот формат начинает активно развиваться. И если раньше фудтрак — это было отдельное и часто единственное направление бизнеса у части предпринимателей, то сейчас существующие рестораны и холдинги докупают фудтраки, чтобы дифференцировать бизнес, представлять и продвигать себя на мероприятиях и уличных площадках. Вот и на «Мастерах гостеприимства», например, такой фудтрак есть — Smoky Dog от одноименного гриль-бара. Там ребята торгуют тем, что производят в своем основном заведении.
Не так давно один из наших предпринимателей, который занимается локальной кухней (у него ресторан «Националь» коми-пермяцкой национальной кухни), сделал два фудтрака, ещё два у него в производстве. Эти траки выкрашены в традиционные коми-пермяцкие цвета.
Если раньше на подобных точках предлагали преимущественно хот-доги и бургеры, то сейчас на фудтраках мы можем встретить самые различные форматы.
Мы знаем, что ваше ведомство уделяет большое внимание развитию сферы гостеприимства и туризма в малых городах Пермского края. Как обстоят дела здесь?
— Основная проблема малых городов и в целом региона состоит в том, что очень сложно быстро подтянуть необходимые компетенции к тому уровню, который сегодня ожидает гость. И дело даже не в кадрах и не в образовании, хотя это тоже важно, а в том, что не хватает опыта, «наработанности», предпринимательских компетенций.
У многих бизнесменов до сих пор наблюдается высокая инерция в принятии решений. Они не понимают или не знают
о том, что существуют достаточно много обучающих программ. Но это надо нарабатывать. Когда сосед видит, что у соседа все хорошо, потому что он делает вот так, он автоматически начинает думать, что надо сделать вот так же.
Верю, мы можем помочь тому, чтобы в сфере гостеприимства Пермского края было больше историй предпринимательского успеха. Именно это будет основой для постоянного роста турпотока в регион и повышения уровня сервиса.