Что происходит с вином в России? И какие вина мы будем пить в этом году? Рассказывает Алексей Соловьев, основатель и руководитель компании RATINGTELLING, президент Ассоциации Кавистов России, амбасадор WINE STREET на крупнейшем форуме ресторанного бизнеса и сферы гостепримства GASTREET International Restaurant Show 2023.
Сейчас не самые простые времена для винной индустрии. Что происходит с рынком сегодня?
Действительно, времена для индустрии не самые простые. Начиная с февраля 2022 года российский рынок алкоголя значительно изменился – не только под действием санкций, но и из-за глобальных изменений в торговой политике. Ввиду разных обстоятельств некоторые бренды приостановили работу с Россией, а некоторые отказались от нее полностью. По этой причине многие отечественные импортеры и дистрибуторы потеряли часть своих портфелей. Прошлый год показал всем – виноделам, поставщикам, рестораторам – отрасли необходимы оперативные изменения. И если кого-то ситуация поставила в сложное положение, то кто-то, наоборот, смог быстро перестроить свой портфель и извлечь максимальную выгоду.
Сейчас сфера более-менее стабилизировалась. На смену ушедшим брендам приходят все новые и новые. Особенно это заметно в категории «шампанского»: одна известная международная компания, занимавшая практически 80% этой ниши, прекратила свои поставки, но на ее место сразу же пришли небольшие хозяйства из Шампани, заинтересованные в работе на нашем рынке. Возможностей у российских производителей тоже стало значительно больше, так как у виноторговцев появился запрос на редкие отечественные автохтоны, необычные стили. Как заявляют представители виноторговых компаний: практически все хотят пополнить свои портфели до 50% российским вином. Соответственно, эта тенденция будет постепенно перекочевывать и в ритейл, хотя там российские вина и так не оставались без внимания. Но в то же время, из-за санкций, российским виноделам сейчас совсем не легко: практически все саженцы у нас импортные, оборудование тоже. В долгосрочной перспективе эти отрасли можно развить, но необходима внушительная и постоянная государственная поддержка.
Какие факторы влияют на поставки вина? Существует ли дефицит вина?
В прошлом году большинство европейских производителей сократили поставки вин в Россию. Сказалась не только геополитическая ситуация, но и многие логистические цепочки, в одночасье переставшие линейно работать. Возникло две проблемы: как возить и как за это все платить. Потребовалось время на перестройку, но российским дистрибьюторам удалось соединить все процессы в рабочий механизм. Импорт, как и в предыдущие годы, занимает около 50% нашего винного рынка. И, как ни парадоксально, в 2023 году ассортимент на полках даже расширился. Пришли интересные образцы из ЮАР, Армении, Португалии, Аргентины и др. Лидирующие позиции по тихим винам также, как и раньше, занимают Италия, Грузия и Испания: эта тройка остается неизменной уже много лет, лишь в 2022 году Грузия поднялась на один пункт выше. Поэтому с уверенностью могу сказать, что никакого критического дефицита импорта нет.
На каких значимых винных категориях в первую очередь сказалась ситуация?
Ситуация отразилась в первую очередь на винах из США, Австралии и Новой Зеландии. Нелегко теперь будет найти на полках известные бренды шампанского, хотя еще остался какой-то запас, плюс появляется параллельный импорт.
Как меняются привычки потребителей, если мы говорим о вине? Люди стали экономить на алкогольных напитках?
Рост продаж алкогольной продукции за прошлый год вырос незначительно. Спрос на вино никуда не делся, он изменился: некоторые потребители стали переходить в другие ценовые группы. Да и с уходом знакомых брендов приходится осваивать незнакомые, а это обычно не быстрый процесс. Но закупщики продолжают привозить новые интересные образцы, чтобы радовать клиентов. И именно сейчас, как мне кажется, настало время выбирать именно вино, а не этикетку, обращая внимание на качество, а не на раскрученность бренда.
Что с импортозамещением? Вырос ли спрос на российское вино?
За последний год спрос на российское вино вырос. Это связано, в первую очередь, с тем, что привычки потребителей меняются: их лишили привычных позиций и они в поисках аналогов. А санкции дали винодельням России толчок к развитию бизнеса: о российском вине стали говорить, его стали покупать и узнавать. Также, на спрос влияют рестораны: сейчас появляется огромное количество мест с локальной русской кухней, а сомелье стараются подбирать к ним интересные локальные винные позиции. Многие рестораторы, которые раньше наотрез отказывались сотрудничать с нашими винодельнями, уже поменяли мнение и уверенно вводят русское в карты. Но есть проблема – люди не хотят пить с наценкой в ресторанах то, что могут купить в магазинах на порядок дешевле. Надеюсь, что виноделы в скором времени услышат этот запрос: вина, которые входят в винные карты, не должны быть теми же, что поставляются на полки магазинов. Уже сейчас есть винодельни, которые делают отдельные линейки для HoReCa, и это радует.
Еще одним фактором, который повысит спрос на российское вино, может стать онлайн-продажи, уже широко распространенная во многих европейских странах. То есть появится возможность заказывать вино непосредственно с винодельни. И если это правильно организовать, то потенциальный клиент будет иметь доступ к более широкому ассортименту, и его выбор не будет ограничен.
Какой сейчас главный запрос российского потребителя вина? Что хотят?
Сейчас российский потребитель стал больше внимания обращать на игристые вина. В тихих вектор сместился на более свежие и легкие вкусы. Продолжается небольшой тренд на биодинамику, органику. В целом повышается интерес к гастрономическим винам, то есть людям хочется не просто пить вино, а удачно сочетать его с едой.
Но в большинстве случаев, будь то ресторан или винная полка – закупщик решает, что будет пить потребитель. И это всегда некоторое ограничение. Но если закупщик силен и умен, он очень хорошо чувствует своего клиента и идеально знает, что ему предложить.
Винный туризм по России. Каковы пути его развития?
Начиная с 2011 года я регулярно посещаю российские винодельни. И вижу значительное развитие в этой сфере. В силу географических причин основное направление – это юг России, где производство было развито исторически. И, если несколько лет назад винодельни предлагали только дегустации, то теперь они стараются все больше погружать гостей в винную культуру: организуют выставки и арт-пространства, встречи с виноделами, эногастрономические ужины и многое другое. Стали появляться новые винодельни, которые заранее хотят сделать упор на туризме – поэтому заказывают проекты у известных архитектурных бюро. А старейшие винодельческие предприятия проводят модернизацию и продумывают интересные туристические программы. Огромный плюс, что винный туризм поддерживает и государство, и региональные власти. Поэтому перспективы развития колоссальные.
Как и почему появился проект WINE STREET в рамках фестиваля GASTREET? Какие у него задачи и цели?
Создание WINE STREET назревало давно. И когда появился необходимый опыт и знания, удалось реализовать эту идею. GASTREET – это уникальная образовательная площадка, призванная объединять профессионалов из ресторанной, барной, а теперь и винной индустрий. Все эти сферы переживают сейчас не лучшие времена, поэтому было так важно сделать мероприятие-компаньона, который в тяжелой ситуации поддержит и скажет «ты не один». Мне кажется, очень важно, чтобы люди из винной индустрии встретились, поделились опытом, обсудили насущные проблемы и просто пообщались. В этом году участников, помимо дегустаций и мастер-классов, ждет насыщенная образовательная программа от ключевых экспертов винной отрасли страны.
Существуют ли комьюнити виноделов? Может ли стать таким объединяющим сообществом GASTREET?
В стране существует множество профессиональных сообществ, таких как «Ассоциация кавистов России», президентом которой я являюсь, «Ассоциация виноградарей и виноделов России» и многие другие. Но это формализованные истории. Цель GASTREET – не только научить, но и подарить эмоции. Мне, как амбасадору WINE STREET, хочется предоставить возможность профессионалам винной и ресторанной сферы знакомиться, общаться, лучше понимать друг друга и потом применять на деле полученный опыт. Именно так и возможно создание настоящей винной культуры в России.
Стать участником GASTREET International Restaurant Show!
5 — 10 июня 2023