23.11.2024
г. Санкт-Петербург

Финансовые инструменты существенно расширили возможности приобретения мобитраков

Рынок фудтраков в России на протяжении нескольких лет показывает стабильный рост и завоевывает доверие предпринимателей. Вероятно, популярность мобильных точек питания среди рестораторов будет и дальше только увеличиваться, поскольку они обладают рядом веских преимуществ — их можно передвигать с места на место вслед за трафиком гостей и массовыми мероприятиями

Мобитраки являются, пожалуй, самым безопасным видом бизнеса в сфере общественного питания с точки зрения защиты инвестиций. А в последнее время к этому можно уверенно добавить программы упрощенного размещения мобильных обьектов в ряде регионов России, меры государственной поддержки и льготного финансирования подобных проектов. О том, как в России развивается мобильный бизнес и чем такой формат привлекает предпринимателей в интервью журналу РЕСТОРАНОВЕД рассказал руководитель комитета Федерации Рестораторов и Отельеров по мобильным точкам питания, основатель компании MOBITRUCK Рафаэль Хабиров.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ИЗ ДРУГИХ РЕГИОНОВ ПЕРЕЕЗЖАЮТ В ПОДМОСКОВЬЕ ИЗ-ЗА ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ

Расскажите, как развивается формат мобильной торговли в ресторанном бизнесе и как вы оцениваете опыт Московской области?

— Это направление получило сильное развитие в Московской области. Произошла синергия между бизнесом и властью, и чиновники смогли повысить реальные показатели развития предпринимательства в регионе за счет открытия новых предприятий МСП (малого и среднего предпринимательства — прим. ред.). Есть примеры переезда сильных рестораторов из других регионов в Московскую область именно под эту программу. Также у нас есть конкретные кейсы, когда, например, человек «с улицы», который вообще не разбирается в теме общественного питания, за короткое время приобрел и успешно вывел на рынок несколько траков. А что это значит? Во-первых, он стал предпринимателем, во-вторых, он получил кредит от банка в онлайн-формате в размере 5 млн рублей, не вложив ни копейки, в-третьих, он получил субсидию (в виде кэшбека 50% от стоимости мобитрака). Кроме того, также ему удалось встать на места с хорошим трафиком, которые он получил в режиме онлайн, не обивая пороги кабинетов в госучреждениях, через официальный портал госуслуг Московской области mosreg.ru. Кстати, все фудтраки он купил вместе с франшизой. Из дополнительных «плюшек» для региона: увеличились показатели по созданию рабочих мест, ведь каждый мобитрак — это от двух до 12 рабочих мест. А новое предприятие МСП — еще один налогоплательщик. Также надо понимать, что Московская область большая, и есть районы, которые до сих пор не оснащены в достаточной степени точками общественного питания, в том числе — парки, коттеджные поселки, локации дорожной инфраструктуры.

Почему Подмосковье стало точкой притяжения предпринимателей, заинтересованных в покупке франшизы с мобитраком?

— Как я уже сказал, есть кейсы переезда предпринимателей из других регионов — Питера, Калининграда и Саратова, — в том числе крупных инвесторов, которые планировали вложить деньги в развитие бизнеса в своем регионе, но потом узнали, что в Подмосковье более выгодные условия открытия бизнеса: низкая ставка кредитования (около 12,5%), программы субсидирования, упрощенная схема подачи заявок и выделения точек для размещения фудтраков.

Хотя на данный момент федеральный закон о мобильной торговле так и не вышел, однако это не мешает развивать бизнес на базе мобитраков в разных регионах. Центральная власть как раз к этому и подталкивает, чтобы субъекты РФ самостоятельно развивали мобильную торговлю, в том числе принимали нормативные акты, совершенствовали правовое регулирование в этом сегменте. Пока самый успешный опыт демонстрирует Московская область, но, думаю, скоро и другие регионы обзаведутся более интересными кейсами, потому что фонд микрофинансирования может предоставлять им рассрочки для бизнеса даже под 3% до 5 млн. рублей.

БОЛЕЕ УСТОЙЧИВАЯ МОДЕЛЬ БИЗНЕСА И РЕАЛЬНО РАБОТАЮЩИЕ ФРАНШИЗЫ

Чем же франшuзы на базе мобuтраков привлекают рестораторов?

— Возьмем для примера сеть «Самая вкусная шаурма». Они встали со своим траком на новую точку в Московской области и разогнали ее до выручки в 100 тысяч рублей в день. Затем они, держатели франшизы, передали эту точку своему франчайзи, а сами с новым мобитраком переехали на новое место.

Классические рестораны в зданиях и жилых домах сейчас работают по договору аренды. И если проект становится неактуальным, предприниматель рискует потерять все деньги, вложенные в ремонт, оснащение и раскрутку проекта по конкретному адресу. В случае же с траком — это его актив. Каждый ресторатор однажды задумывается о какой-то капитализации бизнеса, ведь он тратит кучу денег и сил на его создание. После всей этой долгой работы он хочет, чтобы что-то осталось, но в большинстве случаев у неудачного ресторана ничего не остается кроме долгов. А в случае с траками предприниматель может как минимум сдать их в аренду или перепродать. Фудтраки — это более перспективный вариант ведения бизнеса, чем инвестиции в арендованное помещение.

К тому же, наши фудтраки — это автомобильные прицепы, которые редко падают в цене в отличие от траков с двигателями внутреннего сгорания.

Какую роль uгpaem ваша компания на рынке фудтраков? Вы помогаете с покупкой франшuз?

— Мы не зарабатываем на продаже франшиз. Мы выступаем в качестве маркетплейса, который может порекомендовать ту или иную франшизу, исходя из ее успешности. Этот рынок активно растет, поэтому мы понимаем, какие сети общепита обладают минимальными рисками факапов, возврата или банкротства, а какие с большей вероятностью могут окупиться. Наш интерес в том, чтобы как раз-таки наши партнеры были успешными. Если они купят франшизу, которая не работает, это тупиковая история и для нас, они больше не купят у нас…

Что немаловажно, мы пытаемся развивать это направление, повышая уровень безопасности фудтраков. Сейчас мы настаиваем, чтобы соблюдались банально действующие требования ГИБДД, по которым на фудтраках обязательно должны быть тормоза и оси, которые выдерживают прицеп. Ведь фактически в стране нет фудтраков весом до 750 кг, что дало бы право приравнять их к легким прицепам и не оснащать дополнительными тормозами. Мало того, что траки это конструкции, оснащенные достаточно тяжелым тепловым и технологическим оборудованием, так ещё и перевозят их как правило загруженными полным набором продуктов. А это уже вес от тонны и более. Такие фудтраки, если они не оборудованы в соответствие со всеми требованиями ГИБДД, представляют опасность для всех участников движения.

Также мы досконально проработали истории с угрозами возгораний из-за того, что электрика собирается как попало, а в щитках нет УЗО (устройство защитного отключения электричества — прим. ред.) и необходимого количества автоматов. Пожары часто случаются из-за резких скачков электричества в сетях. На подобном оборудовании иоснащении преступно экономить. В мобитраках электрические цепи и разводка полностью соответствуют всем требованиям безопасности и у предпринимателя есть полноценная кухня с возможностями подключения мощностей до 40 и более кВт.

И самое главное в сфере общественного питания — это требования СанПин (санитарные правила и нормы). Естественно есть желание на этом также сэкономить, что абсолютно не правильно, — для всех производителей фудтраков должен быть строгий контроль со стороны того же Роспотребнадзора.

Я думаю, скоро все поймут обоснованность минимальных требований к фудтракам, описанных выше, и в дальнейшем такой подход будет принят на федеральном уровне. Возможно, появится комиссия, которая будет следить за соблюдением всех требований организации и ведения мобильного бизнеса.

Сколько насчитывается франшиз с фудтраками в настоящий момент?

Более 30 франшиз упаковано на базе мобитраков. Естественно, это удобный инструмент для компаний, которые реализуют свой продукт через франшизу. Тем более, появились финан­ совые инструменты для быстрого входа предпринимателя в эту сферу, когда он с минимальным взносом создаёт МСП.

На какую финансовую поддержку могут рассчитывать покупатели франшизы?

— В ряде регионов, в том числе в Московской области, затраты на франшизы субсидируются на сумму до 1 млн. рублей. Также большинством наших клиентов из Московской области, получен кешбэк в размере 50 % но, не более 5 млн. рублей. На практике, если у предпринимателя не было собственных средств и он взял кредит на приобретение фудтрака стоимостью, например, пять миллионов рублей, то ему на счет в виде субсидии вернется 2,5 миллиона рублей. Новоиспеченный владелец мобитрака может использовать эти деньги либо для погашения части займа,либо на дальнейшее развитие.

Если взять Московскую область, то она интересна в том плане, что ограничения есть только по принадлежности к региону с этим кредитом. А то, что мы реализуем с корпорацией МСП — более универсальная история: у них этот пакет документов минимальный, потому что идет рассрочка на сам мобитрак.

Сейчас финансовые инструменты очень сильно расширили возможности для приобретения мобитраков по РФ

СОТРУДНИЧЕСТВО С КОРПОРАЦИЕЙ МСП И НЕОБХОДИМОСТЬ СТРОГОГО КОНТРОЛЯ

Как планируете масштабировать это направление?

— Мы заключили договор с корпорацией МСП и разработали программу по развитию. В ее рамках мы, как производитель, сможем выступать «суббанком».

Сейчас мы предоставляем рассрочку на покупку фудтрака с минимальным авансовым платежом — его мы решили оставить для того, чтобы предприниматель понимал свою ответ­ ственность. Трак обходится ресторатору в 120-140 тысяч рублей в месяц, но уже через три года станет его собственностью.

Также мы освоили технологию модульных мобитраков. Мы реализовали тройной передвижной ресторан площадью 60 м2, который, вероятно, сделает определенную революцию в сфере уличной торговли. Это совсем другой уровень, поскольку у такого бизнеса есть не только возможность переезжать на места с лучшей проходимостью, но еще и предоставлять максимально комфортные условия посетителям, гостям, покупателям: не обслуживание и торговлю на улице, а в помещении, где можно и руки помыть, и одежду повесить.

Я думаю, что и формат массовых мероприятий изменится, потому что даже в дождь люди захотят посетить события, где есть такие мобитраки.

Вы сказали о том, что рынок стремительно растет, но пока не имеет регулирования со стороны государства. Как считаете, какие проблемы нужно решить в первую очередь?

Когда мы начали отрабатывать историю по регионам, в том числе по некоторым корпорациям, особенно государственным,

наконец-то появились более четкие и понятные регламенты и требования к фудтракам, которых ранее на законодательном уровне не было. Это приводило к примерам, когда в фудтраках нет холодильников, не соблюдаются правила пожарной безопасности и СанПин… Есть определенные «последователи», которые в стремлении сэкономить на производстве чуть «хулиганят» в этой области. Но они ведь могут для всех испортить только-только начавшееся развитие в регионах. Стоит сделать запрос в интернете про новости о загоревшихся фудтраках и мы натыкаемся на целую гору таких сообщений. Это может погубить весь рынок. Если мы вводим такой формат бизнеса совместно с властью, то он должен регулироваться. Иначе мы вернемся в 90-е годы, увидим «ночь длинных ковшей». А мы хотим долго существовать на рынке, развиваться. Чтобы клиенты знали о том, что мобитраки регулируются, и были уверены, что они не вылетят куда-то без тормозов и не загорятся.

Что уже сделано? Что запланировано по развитию бизнеса в регионах?

— Мы приняли участие в доработке портала mosreg.ru, сделали возможным введение новых мест на карту. Еще губернатор Московской области согласовал снижение стоимости подключения электроэнергии, при этом общая сумма не будет превышать 200 тысяч рублей. Распоряжения уже сделаны, в Подмосковье эта программа запущена.

Опять же, когда программа уходит в регионы, она учитывает особенности субъекта, потому что у каждого могут быть свои точки роста. Кто-то реализует фермерскую продукцию, кто-то расширяет инфраструктуру города или развивает сферу туризма. Например, один из регионов делает кое-что покруче. В нем выделяют зоны на которые можно просто приехать и торговать. Без дополнительных согласований!

Как мы видим, сейчас идёт каждодневная работа по совершенствованию условий ведения мобильного бизнеса в стране с учётом специфики, потребностей и возможностей разных регионов. Для нас это важно также, как и постоянное техническое совершенствование мобитраков.

У мобильного бизнеса большое будущее, но в начале пути особенно важно делать всё правильно и с максимальной ответственностью перед предпринимателями и обществом.

Беседовала Олеся Гордиенко


Эксперт

Рафаэль Хабиров


Публикация упоминается в журнале:

Журнал «Ресторановед», Номер №4 2023