Александр, давайте начнем с истоков. Как начинался и как сейчас строится ваш бизнес?
Светом я занимаюсь больше 20 лет, поэтому вопрос о выборе не стоял. Я прошел весь путь с самого низа и до верха и могу заверить, что выше меня в свете уже невозможно прыгнуть. Я и дизайн делаю, и могу сам своими руками многое создать. Такие мастера если и остались, то только в Италии или Испании. Про Россию я даже не говорю.
То есть Вы, получается, уникальный специалист и у Вас уникальное производство?
Да, это действительно так. Но это не из-за того, что именно я вот такой уникальный, а из-за того, что все отечественные производители, если говорить напрямую, слишком торопятся получить прибыль: сделать быстро, сделать дешево и продать дорого. Я ничуть не утрирую, я в бизнесе очень давно и хорошо знаю эти правила. А мы – творим искусство. И тут я ни в коем случае не шучу, мы на этом, если хотите, помешаны. Каждое наше изделие делается вручную. Никакого машинного производства. Соответственно, каждое изделие – индивидуальное. Но от этого большой плюс и для конечного покупателя.
Чем Вы можете пригодиться ресторанам и почему именно заведениям общественного питания? Может есть что-то особенное, чем вы можете их заинтересовать?
Мы делаем то, что ресторан выгодно выделит среди других. Люстра, которая куплена в сетевых магазинах, – она не может привлечь гостя. Наши работы единственные в своем роде. У нас очень много работ, которые выполнены в замковом стиле – со львами, факелами. У нас шикарная коллекция “испанок” – это стиль прованс. Есть прекрасные предложения для свадебных и банкетных залов. За свои изделия мы полностью несем гарантию. Все работы контролируются и проверяются на каждом этапе, на все делаются видеоотчеты.
Откуда берутся идеи для светильников? Кто превращает в эскиз эту самую индивидуальность?
Буду с вами честным: велосипед придуман до нас. Мы можем только взять наследие предков и попробовать его повторить, что-то смешать, взять лучшее от разных стилей. Сейчас у нас около 200 моделей в регулярном ассортименте. И когда мне звонит покупатель и говорит, что он хочет что-то новое, я его прошу посмотреть на сайте и затем предлагаю три или четыре уже готовых варианта. В итоге он вероятнее всего выберет один из этих вариантов – потому, что за него все уже давно придумано. Естественно, мы можем чуть поменять цвет, размер. Но, как правило, люди нам доверяют и остаются довольными.
Как Вы относитесь к ширпотребу? Например, что массовый покупатель привык к дешевым китайским товарам?
Я 15 лет прожил в Китае. Про него я знаю все, что связано со светильниками. Я руководил отделом, который закупал и изготавливал их. С этого и началась моя карьера. Что касается китайского ценообразования, то оно сейчас такое, что по некоторым позициям мы получаемся дешевле для конечного покупателя. Но качество у нас – несравнимо лучше. Я всегда говорю, если у кого-то есть сомнения – возьмите нашу люстру и возьмите китайскую фольгу.
Хорошо, с Китаем понятно. А с какими зарубежными компаниями вы можете себя сравнить?
Достойные конкуренты есть. Это, естественно, испанцы. Это классика. Американцы – у них производство развито хорошо, в отличие от нас, именно мастерские в полном значении этого слова. Когда будут отменены санкции, мы поедем в Европу. В наших планах ее завоевать.
Какая разница с Европой по цене продукции?
Допустим, есть испанская коллекция. Двухъярусная люстра у нас в розницу в московском магазине стоит порядка 90–100 тысяч рублей. Это, грубо говоря, 1000 евро. А у испанской Joalpa, это очень известная фирма, цена на люстры начинается от 4000 евро. Плюс доставка и все остальное.
Давайте поговорим про последние тенденции. Что сейчас популярно у рестораторов?
Классика – она популярна всегда. Мы очень часто работаем в ковке, это прованс и рыцарский стили. Кантри сейчас опять набирает популярность – это люстры с деревом. Популярным остается лофт.
Как выбрать светильники для бара, ресторана или кафе?
Мы всегда советуем перед выбором: отстранитесь от мысли, что светильник должен светить. Вы в первую очередь приобретаете предмет интерьера. Если у вас люстра подходит под интерьер, то тогда можно вспомнить, что она может и свет давать. В начале работ мы предлагаем рестораторам свое видение и по размеру, и по расположению люстр, исходя из объекта. Когда нам его присылают, мы уже четко понимаем, как использовать пространство и где разместить светильники. К сожалению, в ресторанном бизнесе очень часто в последнее время звучит “надо было вчера”. Свет делают в последний момент, а это, на мой взгляд, неверно.
Каким был самый сложный, уникальный или самый запоминающийся случай в вашей работе?
Каждый случай уникален и интересен. А смешное бывает. Я очень люблю рассказывать один случай. У нас есть серия светильников с автомобильными номерами. Звонит как-то заказчик и просит сделать для мальчика люстру, торшер и бра. Мы сделали светильники с Бэтменом и отправили в московский магазин. А оттуда приходит отказ. Выясняем, в чем проблема. Оказывается, тому “мальчику” – 56 лет. Мы, конечно, все поменяли, сделали более серьезные светильники.
Если говорить о сложных работах, то, наверное, это работа с РПЦ, с которой мы работаем на благотворительной основе. Очень хочется сделать красиво, но не всегда это находит понимание с той стороны. Но мы обязательно находим компромисс, каждый раз учимся бороться с гордыней. Сейчас уже за плечами более 15 храмов.
Где можно увидеть ваши работы вживую?
У нас совершенно открытое производство. К нам можно прийти, мы всегда рады гостям. Можно увидеть, как все происходит, все процессы. Наших работ очень много в Выборге. В том числе, в Круглой Башне, про которую я уже говорил. В Петербурге многие рестораны заказывали у нас люстры, целый ряд наших изделий находится в Петродворце, в Гатчинском дворце. В Москве наши работы висят в нескольких гостиницах и в ресторанах, например, восточной тематики, среди которых много кавказских. У нас есть варианты, которые им идеально подходят. Если говорить о храмах, то это Ленинградская и Псковская области, Краснодарский край. Наши работы можно увидеть и за пределами России – в Белоруссии и Казахстане.