Начиная с 1 января 2020 года был окончательно упразднен единый налог на вмененный доход. Эксперты уже составляют свои негативные прогнозы, предрекая череду банкротств предприятий малого бизнеса, но реальные последствия станут понятны только к лету.
ЕНВД или, так называемая, «вмененка» появился в Налоговом кодексе РФ в 1998 году, и значительно облегчил фискальную и бюрократическую нагрузку на малый бизнес: все налоги были заменены одним платежом, который рассчитывался исходя из заранее заданного уровня доходов. Кроме того, специальный налоговый режим дал местным бюджетам дополнительный источник доходов без сложного администрирования.
Об отмене ЕНВД заговорили еще в 2011 году. Минфин опубликовал поправки в НК, предусматривающие поэтапный отказ от него к 2014 в пользу патентной системы. Но этот режим не пользовался спросом со стороны бизнеса, поэтому отмену ЕНВД перенесли на 2018-й, а затем и на 2021 год.
Несмотря на то что ТПП РФ и бизнес-омбудсмен Борис Титов предлагали снова продлить действие «вмененки» еще на несколько лет в качестве меры поддержки предпринимателей во время пандемии, решения было окончательным.
Причиной отмены стало то, что ЕНВД часто используют для уклонения от уплаты налогов, пояснял ранее министр финансов – Антон Силуанов. Перевод розницы на онлайн-кассы, которые автоматически передают данные в ФНС, показал, что некоторые предприятия с миллиардными оборотами, применяя ЕНВД, переводят в бюджет минимальные средства.
Но чем грозит отмена ЕНВД самим предпринимателям? Эксперты несколько расходятся во мнениях, но, все же, предрекают негативные последствия.
«На фоне пандемии, отмена ЕНВД – большая ошибка, которая крайне отрицательно скажется на МСП», – передают «Известия» слова члена комитета ТПП РФ по поддержке и развитию малого бизнеса – Игоря Скляра. Он уверен, что многие микропредприятия выживали только за счет «вмененки» и вряд ли смогут себе позволить другие налоговые режимы.
В интервью журнала «Огонек» Сергей Елин – управляющий партнер аудиторско-консалтинговой группы «АИП», заявил, что оценить последствия упразднения ЕНВД пока невозможно. Он считает, что не стоит строить негативные прогнозы заранее, ведь реальные масштабы бедствия определятся к лету, или даже к концу 2021 года, когда можно будет сопоставить две цифры – закрывшихся компаний и новообразованных.
В то же время нельзя недооценивать влияние данных нововведений. Очевидно, что для предприятий налоговая нагрузка вырастет.
«Ранее для каждого вида деятельности компании ЕНВД считался по-разному, но в среднем он составлял 3-6 % от оборота. Это были самые низкие ставки налогов, даже если сравнивать их с другими спецрежимами, не говоря уже о стандартной общей системе с НДС и налогом на прибыль. Но не менее важен тот факт, что при вмененном налоге не принимался во внимание лимит по размеру выручки. Так что компания малого бизнеса могла показывать обороты в 300-400 млн рублей в год и при этом оставаться на вмененном налоге», – рассказал Сергей Елин.
Эксперт напомнил, что малыми предприятиями в России считают компании, демонстрирующие оборот до 800 млн рублей в год. Микропредприятия – до 120 млн в год.
«Если предприятие может перейти на другой спецрежим – это просто великолепно, ведь на любом спецрежиме налоговая нагрузка пусть окажется и выше ставок по ЕНВД, но она близка к ней, по крайней мере, сопоставима. Самым распространенным спецрежимом среди тех, кто уходит с ЕНВД, сейчас станет так называемая «упрощенка», – объяснил Елин.
Только проблема в том, что, в отличие от ЕНВД, для применения упрощенной системы налогообложения требуется укладываться в определенные лимиты по оборотам. В прошлом году потолок для оборотов компаний, находящихся на упрощенке, был определен в 150 млн рублей в год. В этом году ввели так называемую буферную зону: если обороты превышают 150 млн рублей, но менее 200 млн рублей в год, то право на упрощенку остается, но ставка налога повышается (с 6 до 8 %). И это все равно выгоднее, чем платить по полной. А вот если обороты компании превышают 200 млн рублей в год, то об упрощенке можно будет забыть. Однако выручка и обороты – разные вещи.
То есть, если компания переходит за пороговое значение, вынуждена платить НДС (20 %), налог на прибыль (20 %), а также дополнительные выплаты и налоги (имущество, транспортный налог, отчисления с фонда оплаты труда). Получается почти 50 % против 3-6 %, что платили раньше.
Сергей Елин считает, что микробизнес упразднение ЕНВД практически не затронет, потому что предприятия этого сегмента легко перейдут на упрощенку. А вот малый бизнес с выручкой свыше 200 млн рублей оказывается в зоне риска.
Как один из способов решения возникнувших проблем, Сергей Елин предлагает решение этих самых проблем по каждой отрасли и сектору отдельно. По крайней мере, в кризис. Стоит отметить, что многие профессиональные сообщества на протяжении 2020 года обращались к правительству с предложением обсудить сложившуюся ситуацию и рассмотреть какие-то временные меры по снижению налоговой нагрузки в связи с отменой ЕНВД в ряде секторов и случаев.
«Понятно, что власти планируют дальнейшее увеличение налоговых отчислений, но для экономики очень важен баланс, чтобы рост налоговой нагрузки не был критичным и были условия для развития малого и среднего бизнеса, в противном случае не раз декларированное как стратегически важная цель увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП к 2025 году вдвое до 40 % может быть не реализовано. Лично я ожидаю серьезной трансформации в сегменте малого бизнеса по результатам отмены ЕНВД уже к лету», – резюмировал Елин.