Вступивший в силу с 2023 года обновленный механизм РОП предусматривает постепенное увеличение норматива обязательной утилизации упаковки для производителей и импортеров с 55% в 2025 году до 100% к 2027 году, а те компании, которые не выполнят данный норматив, будут обязаны уплачивать экологический сбор. СПП раскритиковали расчет экологических платежей.
Согласно опубликованным данным, в настоящий момент по всем полимерным группам базовая ставка предлагается на уровне 12,38 тысяч руб. за тонну, что учитывает все затраты, связанные с обработкой отходов, и должно покрыть расходы, связанные с утилизацией. Но, как добавили в СПП, РОП предлагает введение и повышающих коэффициентов, которые увеличат ставки в 2-5 раз, что значительно повысит стоимость одних материалов против других. По предварительным расчетам участников отрасти, с учетом коэффициента ставка экосбора на прозрачный ПЭТ в 5,7 раза превысит ставку для бумажной упаковки, ставка на монополипропилен – в 11,5 раза. В СПП просят указать в суммах расчетов базовых ставок экосбора стоимость утилизации бумаги и картона, а также упаковки из этих материалов, которая сейчас равна нулю. В Союзе также предупредили о том, что удорожание полимерной упаковки не снизит спрос на нее, а вызовет рост цен на упакованные товары.
– За последние десять лет пластиковая упаковка получила широкое применение, плотно войдя в оборот всех видов услуг, продаж, сферы общественного питания. И сейчас самое время бороться за ее экологичность и безопасность. Однако это должно происходить обдуманно и взвешенно. В первую очередь, нужно думать об участниках отрасти и, конечно же, о потребителях. И все эти меры должны носить постепенный и плановый характер. С одной стороны, производителям нужно дать время для перестройки своих производств, а это дело сложное и небыстрое. С другой – особое внимание надо обратить на сферу общественного питания, так как определенная доля продукции реализуется в упаковке на доставку, навынос и так далее. Идет увеличение объемов не только в торговых сетях, но и в ресторанах. Упаковка становится фактором узнаваемости и успешных продаж, главную играет роль в этом механизме играет ее брендированность, уникальность, экологичность. И здесь каждая точка питания, сетевые рестораны должны видеть долгосрочную перспективу, делать правильный выбор в отношении упаковки и поставщика, который сможет быстро реагировать на любые изменения ситуации на рынке. Важно понимать, что крупные поставщики, которые работают с мощными производителями, имеют возможность в достаточно короткие сроки поменять материал, из которого изготавливается упаковка, обеспечить любые объемы и гарантировать то, что эти изменения не приведут к подорожанию стоимости партий в несколько раз, – прокомментировала Евгения Шандор, генеральный директор ГК «Реал».