ШИРОКОЕ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ольга, Ваша дизайн-студия работает с объектами индустрии гостеприимства, правильно я понимаю?
— Изначально мы занимались частными интерьерами, а потом выбрали для себя специализацию — общественные интерьеры. При этом мы проектируем любые пространства, предназначенные для приема большого количества людей. В нашем портфолио абсолютно разные проекты: от офисов до проектирования коттеджных поселков, которые мы также считаем общественными пространствами, и прочее. Но HoReCa является нашим основным направлением, и не только в Калининграде, но и в Сочи (например, в Роза Хутор). Нам это очень нравится — не каждая компания может проектировать сетевые отели, а у нас такая возможность есть и рекомендации тоже есть.
А сейчас, помимо прочего, Вы занимаетесь продвижением и развитием территорий?
— Да, мы увидели новое поле деятельности — территориальный брендинг городов, районов, муниципалитетов, — на котором стали применять весь наш накопленный за 20 с лишним лет опыт и знания. «Проектный офис Ольги Тесленко» создает концепции и стратегии развития, чтобы объекты получили государственные и частные инвестиции, а также вошли в региональные программы финансирования.
Выступаете буквально создателями новых территорий?
— Конечно, это созидание в чистом виде, но не просто некий дизайнерский замысел. Изначально должен быть смысл: для кого, для чего мы это делаем, с какой целью? Естественно, ответом на вопрос «для кого?» являются жители этой местности, которые несут в себе не только историческую память и культурный код, но свое видение будущего: они хотят жить в той среде, которая для них комфортна, понятна и дружелюбна. То есть все услуги должны быть на расстоянии вытянутой руки; нужно, чтобы здесь же работали социальные образования — медицинские учреждения, школы, детские сады; чтобы для детей были очень комфортные условия — и для их учебы, и для разностороннего развития, для роста, для спорта. То есть, когда мы понимаем, для кого, то дальнейший смысл — зачем мы это делаем — становится очевиден.
При этом каждая территория уникальна…
— Каждая территория эксклюзивна, несомненно. Везде есть свои особенности — уже заданные природно-климатические условия, существующие реки, озера, горы, какая-то созданная инфраструктура. Специфика городов очевидна! Кто-то трактует себя как новый Дубай; кто-то — как город-санаторий, как, например, Краснознаменск в Калининградской области; кто-то видит себя экооздоровлением, уединением, детоксом от цифровых технологий; а кто-то, напротив, сугубо технологическим городом, как Гусев на востоке области, где буквально посреди поля, в 112 км от Калининграда, живут супер-крутые инженеры в «умных» домах, в которых чайник включается по твоему звонку за полчаса до твоего приезда — и это самый примитивный пример.
Фото: Водное такси «Балтийская Коса»
СНАЧАЛА — ЛОКАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
При этом Вы успеваете заниматься большой общественной работой: были главой представительства Федерации Рестораторов и Отельеров (ФРиО) Калининградской области, а сейчас являетесь главой Ассоциации индустрии гостеприимства (АИГ) Калининградской области.
— Да, президент ФРиО России Игорь Бухаров, вице-президент Вадим Прасов доверили мне эту важную работу, в которой я прослужила сообществу 3 года. Потом мы сформировали команду, которая приняла этот флаг: представительство ФРиО Калининградской области возглавляет сейчас Вера Ярмолюк, а я занимаюсь АИГ — это локальное объединение, дружественная Федерации организация. Дело в том, что для того, чтобы решать вопросы на федеральном уровне, нужно понять локальную проблематику, а для этого — погрузиться в запросы участников нашего туристического рынка. На сегодняшний день в нашей ассоциации 57 членов-участников, и мы вместе поднимаем и формируем решения на региональном уровне.
Расскажите, пожалуйста, об этом на конкретных примерах.
— Могу привести пример горнолыжного комплекса-курорта «Горка» в Озёрском муниципальном округе, который открылся в начале этого года. В этот проект мало кто верил, но нам силами Ассоциации удалось привлечь к нему внимание, организовать встречи с людьми, принимающими решения, и благодаря такой согласованности действий мы получили необходимую инфраструктурную поддержку и открыли этот курорт вовремя. Кроме того, мы работаем с правительством области по вопросам, касающимся образовательных программ для подготовки гидов-экскурсоводов, а также программы школы роста муниципалитетов. Мы активно занимаемся этой программой, развивая предпринимательство на территории всей области: вовлекаем ремесленников, представителей предприятий дополнительного образования, людей, которые производят различные товары и услуги для синергии развития конкретного муниципалитета.
Фото: Ресторан «Ам!Бар», очень вкуссое место на берегу Янтарного моря
ДИАЛОГ БИЗНЕСА, ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ
То есть Ассоциация работает не только с рестораторами и отельерами, она расширяет охват предпринимателей, правильно?
— Во-первых, охват действительно более широкий: мы работаем с представителями всей туристической отрасли и индустрией гостеприимства. Во-вторых, это, безусловно, локальная история. Калининград отличается и своим геополитическим положением, и сложной транспортной логистикой, и экономическими нюансами от других российских регионов. И, к сожалению, многие запросы «большой» России по отношению к нам требуют корректировки — поправки на местный колорит. В это нужно вникать, это более тонкая и сложная работа, требующая знания местной специфики. Федерация, безусловно, делает глобальную работу, к чему мы относимся с большим уважением, но пока мы не подтянем местный уровень до понимания общих законов, в плане создания сильного сообщества с места не сдвинемся. А в-третьих, мы работаем с региональным бюджетом, помогая предпринимателям в получении финансовой поддержки через систему грантов, конкурсов, через написание целевых запросов и консультируя их по другим вопросам. Таким образом, у нас сформировался действенный тройственный союз, обеспечивающий диалог власти и бизнеса, взаимодействие социального предпринимательства и ТИЦ (туристско-информационного центра — прим. ред.) и вовлеченность населения в разные сферы нашей деятельности.
Это результат комплексной работы?
— Конечно! Это глобальная работа команды губернатора, Министерства культуры и туризма и всего делового и творческого сообщества Калининградской области. Очень многие отмечают, что наш диалог с властями и общение, которое у нас проходит на расстоянии вытянутой руки, дает максимальный эффект роста. Я знаю, что во многих регионах говорят, что до губернатора не дотянуться, так вот в Калининграде это решительно не так.
ЧТОБЫ ТРОПИНКА ПРЕВРАТИЛАСЬ В МАГИСТРАЛЬ
К вам в Ассоциацию часто обращаются за помощью?
— Часто, но хочу отметить, что людям далеко не всегда нужны финансы, но почти всегда нужна консультация, методическая помощь — куда идти, к кому обратиться и что делать в том или ином случае. Кроме того, предприниматели хотят, чтобы о них узнавали, и мы выполняем функцию коммуникатора, который рассказывает про наших членов Ассоциации. Наконец, не забудем про образовательную функцию: по запросу мы помогаем сформировать образовательный продукт и получить качественные знания. А финансовая функция — это уже последняя: где, собственно, на всё это взять деньги? Как видите, спектр нашей работы достаточно широк, а мы как маркетологи Ассоциации, мыслящие стратегически, стараемся управлять будущим развитием.
Что это такое?
— Предпринимателю, конечно, важно, чтобы ему помогли в данный момент — и мы это делаем: это операционная и тактическая работа. Но чтобы идти дальше, нужно понимать, в каком направлении это нужно делать, условно — на север или на юг? И наша цель как Ассоциации — помочь человеку стратегически увидеть, куда идти, причем идти вместе, всем сообществом, потому что вместе мы сильнее, и создать такие условия, чтобы вход следующих предпринимателей был более комфортным. Потому что, когда путь прошли титаны, тропинка превращается в магистраль. То есть мы работаем с будущим наших предпринимателей. И, пожалуй, это основная задача — сделать понятным вход, четкими условия, чтобы развеять иллюзию о том, что поддержку получают лишь избранные: поддержку Фонда «Мой Бизнес» может получить любой человек, у которого есть бизнес, уже развитый или только начатый.
При этом Вы этим бизнесом не управляете?
— Мы работаем на договорах аутсорсинга, не входим ни в управление, ни в собственность. Мы являемся генератором идей — движущей силой и неким консультативным центром, центром для диалога, чтобы помочь наладить коммуникации предпринимателей. А в целом тем самым мы создаем условия и предпосылки для развития туризма, формируя позитивный образ региона, соединяя усилия.
Фото: Ресторан «Хмель», г. Калининград, Площадь Победы, 10
ТУРИСТИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО РЕГИОНА
А Калининградская область на самом деле крайне интересный регион. Мы уже упомянули и о его богатой истории, и о гастрономии, и о горнолыжной школе— и за всем этим сюда едут туристы.
— Действительно, нельзя выделить какое-то одно туристическое направление нашей области. Безусловно, можно отметить культурнопознавательный туризм: свыше 30% людей, которые к нам приезжают, говорят, что они едут за историей. Второе, что отмечают туристы, — это море, мягкий климат, сосновый воздух, что очень комфортно для людей, страдающих астмой, сердечно-сосудистыми, аллергическими заболеваниями. Наша погода — это «вечная весна» или «вечная осень»: к нам едут те, кто не переносит знойный юг. Но кроме этого, у нас проходит множество фестивалей, у нас очень вкусная еда, и люди выбирают совокупность культурно-познавательного, гастрономического, театрально-фестивального событийного туризма — даже будучи местным жителем, тебе сложно выбирать что посетить.
Событий в Калининградской области настолько много?
— Это и театральные представления, и перформансы, и танцы, чтения в библиотеках, гастрономические спектакли, деловые мероприятия… В связи с этим я не могу не отметить наш форум гостеприимства West HoReCa Forum, лучшее mice-событие СВЗО 2023 года, который на протяжении уже 7 лет собирает уникальных спикеров, чтобы быть максимально полезным рестораторам и отельерам. А кроме того — обилие музеев и музейчиков, от музея кошек и музея Тильзитского Мира, до прекрасных федеральных филиалов и великолепного Музея мирового океана.
Очень хочется попасть везде и всюду…
— Это далеко не весь список! Каждый, кто сюда приезжает, видит возможности морских путешествий, рыбалки, охоты. У нас развиваются гольф-поля, аквапарки, SPA, а, приехав в Калининград, вы можете почувствовать себя в европейском городе: черепицы, булыжные мостовые, брусчатка, готические здания в стиле Северной Европы… Нельзя не отметить и наши замки, которые сейчас восстанавливаются, — замок Тапиау в Гвардейске, замок Рагнит в городе Немане, замок Прейсиш-Эйлау в Багратионовсе, готические маршруты Хранителей Руин.
Фото: Парк-отель «Усадьба», Калининградская обл., пос. Орловка, ул. Заречная, 8
ГАСТРОНОМИЧЕСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Помимо прочего, Калининградская область славится очень необычными ресторанами, не так ли?
— Да, Калининград является своего рода столицей дизайна в том плане, что у нас каждое заведение выглядит необычно, покоряя своей локальной идентичностью и современным прочтением. Вы можете найти здесь и старый Кёнигсберг, и валуны, которые вытащены из моря и поставлены под столы, как опора, и многое другое. Многие заведения расположены в исторических местах. Например, загородный комплекс «Усадьба» — это восстановленная немецкая усадьба, которая была построена в 18 веке. Сейчас это не только одноименный 4- звездочный парк-отель с большой территорией для прогулок, но и место для проведения конференций. Здесь расположен ресторан домашней русской и локальной балтийской кухни, где можно и утку на томленой груше попробовать, и устроить совершенно невероятную свадьбу или другое мероприятие.
Наверное, есть и рестораны на берегу моря?
— Конечно! Например, ресторан «Ам!Бар» — заведение прибалтийской кухни, где можно попробовать рыбные блюда, литовские цеппелины, другие картофельные блюда. А то, что ты сидишь в этом ресторане прямо у кромки самого янтарного моря, только добавляет ему уникальности. А в Калининграде расположен ресторан «Хмель», победивший в специальной номинации «Лучшая концепция» премии «Пальмовая ветвь ресторанного бизнеса-2023». Его пространство разделено на несколько зон — «Москва», «Санкт-Петербург», «Сибирь» и прочие, — а в меню представлены блюда русско-сибирской кухни и локальные балтийские. Кроме того, там множество сортов крафтового пива, которое варится прямо в ресторане. Таким образом, гостей Калининграда ожидают очень интересные и разные гастрономические впечатления.
ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ
Вы упомянули о подготовке экскурсоводов — судя по Вашим рассказам о Калининградской области, это очень востребовано.
— Да, мы в свое время попросили министерство обратить внимание на это направление, получили дополнительное финансирование, и сейчас подготовка экскурсоводов вышла на государственный уровень: Балтийский федеральный университет им. Канта готовит курсы по экскурсоведению, после прохождения которых в эту профессию входят порядка 80 человек ежегодно. Я считаю, что успех деятельности Ассоциации как раз в этом и состоит: разглядеть проблему, выйти с инициативой на правительственный уровень, довести до государственного финансирования и сделать ее стабильной в поддержке с дальнейшим отслеживанием результата.
Каковы задачи Ассоциации на перспективу?
— Перед нами стоит несколько задач. Мы выступим как акселератор сельского туризма — будем работать с сельскими территориями, рассказывая, как людям на местности получать максимальные обороты за счет господдержки и развития. Кроме того, мы сейчас занимаемся геобрендингом нескольких удаленных территорий — это Нестеров, Краснознаменск и Славск. Это сложные удаленные территории, но для меня как для дизайнера нет сложных задач, нужно только чуть больше времени, чтобы продумать решение. Разрабатываем проекты геобрендинга как дизайн-студия, а далее, как Ассоциация усиливаем эти решения в плане продвижения к развитию территорий и раскрытию их туристического потенциала.
Еще один очень важный проект Ассоциации — выигранный грант «Заступники Отечества: земные и небесные»: мы создаем для города 4 мозаичные иконы византийской техники из цветной стеклянной смальты — святого благоверного князя Александра Невского, святого апостола Андрея Первозванного, пророка Ильи и святой великомученицы Варвары. Они будут установлены в Храме Христа Спасителя на главной площади Калининграда, чтобы умиротворение, защита и спокойствие никогда не покидали наш город.
Беседовала Светлана Куликова
ОЛЬГА ТЕСЛЕНКО,
Основатель дизайн-студии «Интерио HORECA SOLUTIONS»,
Глава Ассоциации индустрии гостеприимства Калининградской области