От концепции до реализации
Заметим, что до 2005 года музей водки в Петербурге уже существовал и размещался тоже на Конногвардейском бульваре, в доме напротив. Но после того, как здание было закрыто на реставрацию, экспозицию пришлось свернуть. Идея открытия водочного ресторана у идейных вдохновителей группы «Свои в городе»» была еще во время организации стейк хауса, но приступить к ее реализации удалось лишь в конце прошлого года. Ноябрь и декабрь 2007 года шли переговоры и согласования, к работам приступили уже в 2008 году. Своих первых посетителей заведение принимало в начале осени.
До революции 1917 года в здании, где сегодня находится рюмочная, располагались конюшни, а после, вплоть до последнего времени, оно принадлежало Главпочтамту. Сейчас, пройдя через двойные двери (одни из них выполнены из фацетного стекла), гость оказывается перед выбором: налево пойдешь — в ресторан попадешь, направо — в музей водки. В рамках экспозиции в двух залах музея демонстрируются фотографии и старые предметы, раскрывающие историю и популяризацию водки. Здесь из экскурсии можно узнать о первых самогонных корчагах XI в. и монахе Исидоре (он считается создателем водки), о смутном времени и сухом законе, историю князей Корсаковых, собственными глазами увидеть мини-лабораторию Менделеева и оценить оригинальные бутылки Смирнова. В конце экскурсии перед гостем предстает экспозиция, посвященная эпохе перестройки. Здесь и «»Русская по 3,62″», и спирт «»Royal»» в зеленых литровых бутылях, и талоны на вино и водку. И в завершение увлекательной получасовой экскурсии гость попадает в образцовую рюмочную с мраморной столешницей и тремя «»стоячими»» столиками. Как в любом музее, на выходе должен стоять прилавок с сувенирами. Здесь его место занимает буфет — дегустационная рюмочная, где, собственно, и можно приобщиться к культуре пития. В меню более 25 видов водки и порядка 10 видов легкой закуски. Однако и современная сувенирная продукция здесь также представлена.
По словам Леонида Гарбара, генерального директора ресторанной группы «»Свои в городе»», открытие нового музея, пускай и не обладающего государственным статусом, является большим плюсом для города. «»Это часть туристической инфраструктуры, музей привлекает как гостей, так и жителей Петербурга»». Кстати, «»Русская рюмочная № 1″» расположена в пяти минутах от Исаакиевского собора, что делает ее музей удобным для посещения туристами.
Ресторан
Сразу стоит сказать, что ресторан, впрочем, как и музей, выдержан в светлых тонах. Так как большую часть года Петербург не балует солнцем и ясной погодой, светлые интерьеры у темных вод Невы очень кстати. Несмотря на то, что над интерьером и зонированием помещений «»Русской рюмочной № 1″» и «»Строганов Стейк Хаус»» трудились одни и те же мастера (Денис Пронин и Александр Маслаков из дизайн-студии «»Штаб квартира»») и помещения очень схожи, этот ресторан совсем не похож на предыдущий проект ресторанной группы.
В «»Русской рюмочной № 1″» тоже сводчатые потолки, однако вентиляционная система решена иначе: сама система спрятана в подпол, а воздуховоды выведены под потолочные арки.
Пол в ресторане выложен дубовым паркетом и искусственно состарен. В отделке интерьера не применялась кожа, только теплое дерево и ткань. В ресторане два зала: для курящих и некурящих, по 100 кв. м каждый. Часть мебели — буфет, раздвижной стол длиной 7,5 м (на 30 персон) и 15 стульев — были приобретены в антикварном магазине. Остальная изготавливалась под заказ компанией «»Премьер Декор»». В зале используются обеденные столы как с традиционной прямоугольной столешницей, так и с круглой. На подоконниках стоят цветы в расписных горшках. Внутренние рамы современных стеклопакетов оригинально состарены, что соответствует общей стилистике интерьера.
Оформлением стен занимался Вячеслав Шилов (он же оформлял и «»Строганов»»). Основной темой стали «»ресторанные меню»», торжественные или забавные. Среди ресторанных афиш 20-х годов встречаются редкие экземпляры, бывшие в ходу в таких заведениях, как первый еврейский ресторан и «»Палкинъ»». Общее количество посадочных мест в двух залах ресторана — порядка 120, а если задействовать и музей, то ресторан способен принять до 150 человек. В ресторане также есть небольшой кабинет, где за столом можно разместить дюжину гостей. Общая площадь обеденных залов — 250 кв. м.
Леонид Гарбар отметил, что первоначально была поставлена задача создать русский ресторан конца XIX — начала XX века, и благодаря интерьерным решениям она была реализована.
Меню
Автор и идеолог кухни нового ресторана — Кирилл Мартыненко. В процессе создания карты меню также принимали участие Леонид Гарбар и шеф-повар Игорь Дашкевич.
— До недавнего времени Игорь работал в Москве, — говорит Леонид Гарбар, — опыт работы у него порядка 10 лет, причем он принимал участие в таких проектах, как «»Грильяж»», «»Мо-Мо»», «»Ваниль»». Игорь специализируется на блюдах европейской, американской и русской кухонь. Мы с Кириллом рассматривали много кандидатур, но остановились на Игоре.
В меню «»Русской рюмочной № 1″» представлены блюда русской кухни разных эпох. Порции достаточно внушительные: гости здесь не просто едят, но закусывают. Наиболее популярными, по опыту первых месяцев работы, являются такие позиции, как борщ, рассольник, грибной суп, пельмени, холодец, буженина, огурцы соленые и малосольные, котлеты «»Пожарские»» и «»По-киевски»», томленая ножка поросенка, блины и стерлядь. Из десертов можно заказать блины с вареньем и сгущенными сливками, творожную запеканку, яблочный и брусничный пироги, фрукты в желе.
Что касается сигарной карты, то «»Русская рюмочная № 1″», пожалуй, единственный ресторан, где можно после обеда выкурить не только сигару, но и папиросу.
Подбирать музыкальное сопровождение оказалось совсем не просто. Записей, сделанных до 1917 года, осталось не так много и в большинстве случаев качество их оставляет желать лучшего. Поэтому музыкальное меню также включает песни послевоенного периода, шлягеры шестидесятых, 70-х и даже 80-х годов. По вечерам пятницы и субботы в «»Русской рюмочной № 1″» можно слышать живую музыку. Русские мелодии исполняются на баяне и балалайке.
«