Руководители почти всех ресторанов, открывающихся сегодня, следуют одной из двух современных тенденций: стремлению к простоте (стандарту) или созданию особой индивидуальности. В первом случае персоналу заказывается самая обычная униформа – как правило, футболка и фартук. Во втором униформа разрабатывается особенно тщательно и становится своеобразной визитной карточкой заведения. Этот подход особенно распространен в заведениях с национальной кухней.
Не костюм, а стилизация
Конечно, это касается не только униформы: заданное направление в таких заведениях продумывается до мелочей – от интерьера до кухни. И все же именно одежда официантов создает первое и часто решающее впечатление, вызывает положительные эмоции у гостя и надолго ему запоминается.
Все национальные рестораны можно разделить на три направления – азиатское (восточное), европейское и русское (славянское).
– Популярность той или иной национальной кухни, естественно, оказывает влияние на ресторанный рынок, – обращает внимание Ольга Егорова, начальник отдела маркетинга компании «Авик-Тайм». – Так, например, едва ли не в каждом уважающем себя заведении, независимо от того, какая в нем преобладает кухня, сегодня можно увидеть суши-бар. Увеличивается и количество японских ресторанов. Но следование моде имеет и обратную сторону – заведению приходится выдерживать все более серьезную конкуренцию и заботиться не только о соотношении «цена – качество», но и о соответствии выбранному национальному направлению, требующему, в том числе, правильного подбора одежды персонала.
– Однако настоящий национальный костюм официант носить не может: он слишком тяжелый, громоздкий, неудобен в чистке и повседневной работе, – объясняет Надежда Кудрявцева, начальник производства компании «БДП». – Чтобы выделиться из ряда других заведений, вполне хватает стилизации под национальную одежду. К примеру, официантам ресторана «У Рудольфа» мы шили длинные пышные юбки, блузки с рюшами и корсеты со шнуровкой. Тем самым основная цель – показать посетителям, что это европейское заведение, с соответствующей кухней, – была достигнута.
В целом, как считают специалисты, элементы национального стиля в одежде официантов появляются тогда, когда ресторан, во-первых, имеет четко выраженное направление, а во-вторых, является заведением высокого уровня.
Хорошим примером является петербургский ресторан «Швабский домик». Официантки здесь одеты соответственно – в германском стиле, более того, они имеют два варианта униформы – летний и зимний. Летом их одежда включает блузку из тонкого материала и юбку с кружевным кантом. Зимой – более теплую блузку, жилетку, юбку и подъюбник с кружевной оборкой.
– Нашему заведению скоро исполнится 19 лет, – рассказывает Наталья Старкова, генеральный директор ресторана, – и поначалу униформа привозилась из Германии. Сейчас я привожу оттуда только каталоги с фотографиями, по которым специалисты разрабатывают одежду для официанток – чтобы она соответствовала нашему национальному направлению и была нарядной. Это является отличительной особенностью «Швабского домика», помогает поддерживать атмосферу Швабии и очень нравится гостям.
Подбор ткани
– Помимо упрощения модели, стилизация костюма включает в себя подбор специальной ткани, – говорит Ольга Егорова. – Как правило, при пошиве униформы используют смесовые ткани со специальными пропитками. Натуральные – шелк, лен, сукно – непрактичны для ежедневной носки, ведь униформа – прежде всего одежда для работы. В каждом отдельном случае ткань подбирается индивидуально. Выбор зависит от модели униформы, личных пожеланий и, конечно, бюджета, которым располагает заказчик. Непосредственно стилизация достигается благодаря использованию характерных составляющих национального костюма (стилизованные блузы, корсеты, подъюбники) и различных элементов отделки (вышивки, шнуровки, пояса, канта, кружева, фурнитуры).
Словом, ткань для официантского наряда выбирают такую, чтобы он долго носился, был прост в уходе, удобен в работе и приятен телу. Иногда вещи шьют в двойном размере – например, блузку или фартук, – чтобы официантка при необходимости могла их быстро переодеть.
– Но такую одежду нужно вовремя менять, – обращает внимание Надежда Кудрявцева. – Нельзя допускать, чтобы официанты обслуживали гостей в явно ношенных, выцветших, потрепанных костюмах. Срок их службы зависит от тканей, из которых они были пошиты, но в целом они изнашиваются достаточно быстро: если униформа «держится» 2 года, то это уже хорошо.
Как рассказывает Наталья Старкова, «Швабский домик» именно раз в 2 года шьет официантам новые костюмы, причем каждый раз их дизайн и цвет несколько меняются: юбки, например, могут быть то в клеточку, то в мелкий цветочек. «Гости всегда замечают подобные обновления и реагируют на них положительно», – подчеркивает Наталья.
– Стоимость национального костюма зависит от сложности выбранной модели, – говорит Ольга Егорова. – На нее влияют многие факторы: выбранная ткань, используемые элементы отделки, тираж изделий и прочее. Сказывается на цене и то, является ли конкретная униформа индивидуальной разработкой или каталожной позицией. Так, для примера – кимоно или туника в восточном стиле будут стоить от 900 руб., стилизованная блуза – от 700 руб., юбка с подъюбником – от 1250 руб., корсет – от 800 руб.
– Если же владельцу заведения не удается заложить бюджет на пошив новой униформы, то лучше одеть официанта в обычные футболку и фартук, чем позволять ему «донашивать» бывшую когда-то красивой, но уже не имеющую вида национальную одежду, – говорит Надежда Кудрявцева.