Новый Закон — для новых предприятий
Чтобы прояснить ситуацию, Ассоциация предприятий общественного питания Санкт-Петербурга провела семинар на противопожарную тему, куда были приглашены специалисты, давшие свои комментарии. Прежде всего, как объяснил Евгений Дейнека, заместитель начальника управления — начальник отдела лицензирования и нормативно-технической работы Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу, новый Закон касается лишь реконструкции уже работающих и вновь строящихся помещений. В данном документе объединены все требования, которые существовали в ранее действующих нормативных документах. Однако в ФЗ-123 есть ряд принципиально новых позиций, которых в нашей стране до настоящего времени не было. Например, дано несколько вариантов подтверждения соответствия в области пожарной безопасности, среди которых — независимая оценка (аудит), государственный пожарный надзор, сертификация, декларация, — этого ранее не было.
— Более того, этот ФЗ сегодня предоставляет право собственнику объекта защиты (собственнику, обладающему имуществом) самому выбирать способ обеспечения пожарной безопасности и те требования, которым его объект будет соответствовать, — подчеркивает Евгения Дейнека. — В Законе сказано, что пожарная безопасность объекта считается обеспеченной, если выполняются обязательные требования, которые изложены в Регламенте, и если уровень риска, который для отдельных категорий предприятий установлен законом, не превышает минимально допустимых значений.
В течение года после вступления в силу Закона собственник имущества в уведомительном порядке должен подать декларацию пожарной безопасности — документ, в котором написано, каким конкретно требованиям соответствует здание или помещение, где располагается данный собственник. После регистрации этого документа в системе МЧС органы надзора, приходя с проверкой, будут контролировать только те положения, которые задекларированы.
Какова форма декларации
В Приказе 91 утверждена форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности. Данный документ прошел регистрацию в Министерстве юстиции и является обязательным для исполнения третьими лицами — то есть, собственниками.
Форма декларации имеет три раздела. В первом фиксируется оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты. Законом установлены минимально допустимые уровни пожарного риска, которые должны быть обеспечены на предприятии. Причем допустимый уровень может быть завышен при условии дополнительных требований, которые могут быть собственниками объекта выполнены: обучение персонала, обеспечение дополнительных средств пожарной безопасности и прочее.
Второй раздел — это оценка возможного ущерба имущества третьих лиц от пожара. То есть собственник, обладая определенным имуществом, должен сам просчитать, насколько вероятные характеристики чрезвычайных ситуаций, связанных с пожаром, могут повлиять на безопасность рядом находящихся третьих лиц. Это могут быть как граждане, проживающие в этом здании, так и соседи по помещению.
Третий раздел — перечень Федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте. То есть на каждом конкретном объекте должен быть задекларирован тот перечень требований, обязанность выполнять которые берет на себя сам собственник объекта, обеспечивая пожарную безопасность, как того требует Закон.
— Новацией — и для нас в том числе — стало и то, что ФЗ-123 исключил такое понятие, как отступление от действующих норм и правил, — говорит Евгений Дейнека. — К примеру, у нас нормируется расстояние между зданиями. В Строительных Нормах и Правилах (СНиП) 21 допускались вынужденные отступления от требований и норм или отсутствие норм проектирования. При этом в случае отступлений, которые в установленном порядке согласовывались службами пожарного надзора, разрабатывались технические условия на здание, а в случае отсутствия норм проектирования — специальные технические условия.
Сегодняшний Закон данное понятие исключил, и, как заверил Дейнека, федеральные структуры уже сейчас пытаются внести изменения, потому что существующая застройка в исторической части, к примеру, Москвы и Санкт-Петербурга, не позволяет раздвинуть здания на тот норматив, который минимально этим Законом установлен: не менее 3,5 метра. Хотя есть, конечно, статья в Законе, говорящая, что на здания, спроектированные и построенные до вступления в силу данного ФЗ, этот норматив не действует. Но, с другой стороны, тут же обозначено, что если службами пожарного надзора будет доказано наличие угрозы безопасности людей или возникновения пожара, появляется необходимость этот Закон выполнять.
При этом Закон, безусловно, будет распространяться на те здания и помещения, которые подлежат перепрофилированию: если предприниматель намеревается перепрофилировать помещение общественного назначения под общепит, нормы Закона действуют в полном объеме.
Некоторый итог
— Если до 1 мая единственным органом, который мог подтверждать соответствие заведения общественного питания нормативам, являлся государственный пожарный надзор, то теперь есть статья, которая регламентирует ряд форм соответствия, — говорит Евгений Дейнека. — Наличие договора с аккредитованной организацией на проведение так называемого аудита позволит через коммерческую структуру подтверждать, что требования пожарной безопасности на объекте выполняются, и она несет ответственность за проводимую работу. Однако на сегодняшний день данная процедура при наличии договора не исключает полное отсутствие нас как надзора на объекте: может быть любая ситуация, связанная с пожаром, и органы дознания Государственного пожарного надзора будут проверять весь комплекс вопросов, касающихся как работы аудиторской компании, так и непосредственно выполнения или невыполнения своих обязательств собственником. Также государственный надзорный орган будет проводить проверки по заявлениям граждан.
Главной целью закона является устранение избыточных барьеров для малого и среднего бизнеса
— Сегодня мы идем по пути снижения государственного влияния, перекладывая ответственность на собственников, — сказал собравшимся рестораторам Евгений Дейнека напоследок. — Владелец заведения, его руководитель отвечает за людей, которые располагаются непосредственно у него. И, безусловно, никто — ни государственный пожарный надзор, ни аудитор, — не сможет ничего сделать без его стремления обеспечить пожарную безопасность на том уровне, какого требует законодательство. И крупные пожары показывают, что там, где пожарный надзор проявляет настойчивость, и требования выполняются, и средства находятся — и все это для вашего же блага, для сохранности вашего же имущества. И, напротив, там, где пожарный надзор подходит с более мягкой позиции, возникают нюансы, и впоследствии каждый руководитель будет нести ответственность, в том числе и уголовную.
Если раньше пожарная охрана в лице инспектора госпожнадзора могла прийти и опечатать какое-то помещение или участок, отключить электрощит — обесточить его, — то сегодня по законодательству таких функций нет. Есть возможность применить временный запрет деятельности — максимум 5 дней по Кодексу административных правонарушений, — а все остальное решает суд.
Нужно отметить, что существует план проверок Государственного пожарного надзора — плановых мероприятий и по контролю за предписаниями.
И, наконец, Евгений Дейнека заверил, что независимо от предоставления возможности собственнику выбирать способ подтверждения соответствия своих помещений, никто не возбраняет ему прийти в государственный надзорный орган и проконсультироваться, получив компетентную оценку профильно направленного специалиста: и по системам противопожарной защиты, и по конструктиву помещения, и по объему планировочного решения.
Мы рассказали о том, что ждет владельцев заведений, открытых и открывающихся после 1 мая этого года. Но несколько меняется и жизнь владельцев уже действующих заведений. В чем именно? Об этом читайте в следующем номере нашего журнала.
ФЗ – 123 предоставляет право собственнику объекта защиты выбирать способ обеспечения пожарной безопасности. Из минимальных требований к пожарной безопасности объекта общественного питания – это первичные средства пожаротушения (огнетушители), пожарная сигнализация, пожарный водопровод, схема эвакуации в случае пожара. В принципе этот минимальный набор соответствует тем требованиям, которые изложены в регламенте.
Однако многие рестораны расположены на первых этажах жилых домов и часть вентиляционной системы проходит по фасаду дома. И для оценки пожарных рисков, при подаче декларации, нужно учитывать пожарную угрозу для жильцов этих домов. Для тушения вентиляционной системы существует установка пожаротушения Kitchen Knight II производства компании Pyrochem. Это механическая, компактная и автономная система, которая не зависит от воды и электричества. Система может работать в автоматическом или ручном режиме. Специальный огнетушащий состав, взаимодействуя с органическими жирами, маслами, образует охлаждающую пену, плюс дополнительно выделяется углекислый газ для более эффективного тушения. Такие установки с успехом используются в США и Европе уже более 10 лет. В России этими установками оснащены рестораны группы компаний «АРПИКОМ».
Также существует много ресторанов с открытой кухней, где готовят пищу на открытом огне (вок, угольные печи). В данном случае существует пожарная угроза уже для посетителей ресторана. В воздуховоде со временем накапливается масло, жир, грязь и т.д., поэтому открытый огонь может вызвать мгновенное возгорание по всей системе вентиляции. Для предотвращения таких ситуаций, рекомендуется установить установку пожаротушения кухонного оборудования и вентиляционных зонтов Ansul R-102. Ansul R-102 также как и Kitchen Knight II полностью механическая и автономная. Огнетушащий состав Ansulex при взаимодействии с органическими маслами и жирами образует охлаждающую пену и перекрывает доступ кислорода к очагу возгорания. Такими установками оснащены почти все рестораны фаст-фуда: Ростикс, Макдональдс, рестораны Аркадия Новикова, а также кухни гостиниц: Holiday Inn, Hilton, Sheraton, Corinthia, Renaissance.
Вступление нового закона с одной стороны упрощает ситуацию для собственников, в то же время при перепрофилировании существующих строений, ряд вопросов, в частности противопожарные расстояния между строениями и т.д., представляются достаточно сложными в решении. Что касается внутреннего устройства ресторана, то здесь ситуация намного легче. Рынок безопасности не стоит на месте, появляются новые системы локализации и обнаружения пожара, которые были описаны выше, и привести ресторан в соответствие с новым регламентом не составляет большого труда, хотя на данном этапе использование таких систем трактует сама жизнь.
«