1. Рестораторам рекомендуют усилить санитарный контроль
Причин тому две: регистрация в начале августа группового очага острых кишечных инфекций в Санкт-Петербурге и наступление периода сезонного подъема гриппа и острых респираторных заболеваний. В связи с этим Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу разработаны рекомендации по проведению текущей дезинфекции на предприятиях общественного питания.
Они включают в себя все основные мероприятия по уборке и дезинфекции помещений и оборудования, личной гигиене персонала учреждений здравоохранения, образования, предприятий общественного питания и торговли, которые должны выполняться в строгом соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Помимо этого, в период сезонного подъема гриппа и ОРЗ для обеззараживания помещений, оборудования, поверхностей обеденных столов, подносов, санитарно-технического оборудования, уборочного инвентаря и прочего рекомендуется использовать любые дезинфицирующие средства, обладающие вирулицидной активностью и разрешенные в установленном порядке к применению на указанных объектах в соответствии с инструкцией по применению средства. Для мытья и дезинфекции столовой посуды рекомендовано использование современных посудомоечных машин со стерилизующим эффектом. Обеззараживание воздуха в помещениях для посетителей предприятий общественного питания должно осуществляться либо механическим способом (тщательное проветривание), либо при помощи приточно-вытяжной вентиляции. Наконец, персонал обязан строго соблюдать правила личной гигиены, регламентированные санитарными правилами.
Комитет экономического развития Петербурга обратился в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Санкт-Петербургу (Роспотребнадзор) с просьбой усилить контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в предприятиях общественного питания, нарушение которых приводит к случаям пищевых отравлений граждан.
2. В ресторанах всего мира курят все меньше
Запрет на курение в заведениях общественного питания шествует по всему миру. Даже в Турции, считающейся самой курящей страной, продлен срок действия запрета на курение в общественных местах — барах, ресторанах и даже в кофейнях, традиционных «курилках». Запрет вступил в действие, несмотря на протест владельцев баров и кофеен. Они опасаются, что данная мера негативно отразится на бизнесе, который и так достаточно страдает от экономического кризиса.
В очередной раз решили ужесточить «закон о защите некурящих» в Германии. Курильщикам уже запрещено дымить в госучреждениях, школах, библиотеках, больницах, домах престарелых, спортивных комплексах, музеях и кинотеатрах, в поездах и на вокзалах. Теперь предлагается предпринять аналогичные меры в отношении ресторанов, кафе, баров и пивных. Компромиссом выглядит разрешение покурить в специально отведенных закрытых залах, однако далеко не все в Германии одобряют подобные ограничения. Немцы пока борются.
И даже в Украине вступивший в силу 11 июля новый антитабачный закон, помимо прочего, обязывает владельцев кафе и ресторанов оборудовать места, полностью изолированные от табачного дыма, причем они должны составлять не менее 50% площади. Если же в кафе только одно помещение, то курить в нем нельзя вообще, поскольку дым в любом случае попадет в зону для некурящих.
3. На российском пивном рынке волнения
В ожидании повышения акцизов на свою продукцию находится в напряжении вся пивная отрасль России. Предложение Министерства финансов о двукратном повышении акцизов на пивоваренную продукцию взбудоражило всех пивоваров, которые уверены: рост акциза наполовину снизит продажи пива и может вообще погубить мелкие пивоварни.
Одновременно и Президент страны выступил с призывом приравнять слабоалкогольный напиток к водке и ужесточить правила продажи. Тем временем, по данным Союза пивоваров, в этом году рынок впервые перестал расти — и продажи упали.
А в этом сезоне владельцам пивных пабов уже приходилось бороться за клиента, причем в этой борьбе они снижают цены на свою продукцию. В одних пабах отдают пиво определенного сорта в два раза дешевле — по себестоимости, в других — при заказе метра пива (5 бокалов) дарят метровую сосиску. Вводятся дисконтные карточки со скидкой в 10%, которые гости принимают с гораздо большим удовольствием, чем акции. Эксперты же утверждают, что более эффективный способ привлечь новых посетителей сейчас — предлагать новые эксклюзивные сорта пива или оригинальные блюда.
4. Появляются новые маркетинговые ходы для поддержания бизнеса
В Японии появился механический кухонный работник по имени FuA-Men — в одноименном ресторане города Нагойя, который умеет нарезать и шинковать продукты, готовить разнообразные блюда и напитки, мыть посуду. За сутки «запрограммированный сотрудник» может приготовить 80 комплексных обедов.
В Великобритании только что открытый ресторан Recipease совмещает в себе продуктовый магазин и школу кулинарного искусства. Его гости сами готовят выбранные блюда, пользуясь заранее подготовленными продуктами, кухонной утварью и помощью персонала. Сделав заявку на желаемое время визита и придя в ресторан, гость получает уже подготовленные ингредиенты (вымытые, сваренные, измельченные). В его распоряжении — оснащенная всем необходимым кухня и рецепты, пользуясь которыми он готовит блюдо. Меню включает блюда из мяса и рыбы, салаты, десерты и обновляется каждые два месяца.
В нескольких заведениях московской сети «Кофеин» все лето всем посетителям с флаерсами предлагалось сыграть в известную игру «Камень. Ножницы. Бумага». Победитель получал чашку кофе бесплатно.
А в Токио открылось вообще бесплатное кафе, выручка в котором растет при этом все больше. Каждый желающий здесь может бесплатно насладиться прекрасным завтраком или обедом, состоящим из нескольких видов печенья, сладостей и горячих напитков. Но если еду каждый гость может накладывать только один раз и не больше, чем может унести в одной пластмассовой тарелке, то напитки подаются в любом количестве. Смысл в том, что посетителям очень нравится выпечка, которую им предлагают в кафе бесплатно, и они покупают ее уже за деньги и в любом количестве домой, на работу, друзьям и близким. Именно на этих продажах и растет прибыль кафе.
В пригороде Брюсселя Эвере открылся ресторан не бесплатный, но в его меню цены не указаны. Гость решает сам, сколько заплатить за обед или ужин, исходя из своих возможностей и впечатлений от съеденного. В меню далеко не самые дешевые блюда: испанская ветчина с кусочками дыни, жареные креветки в кокосовом молоке, омар в панировке и многое другое. В среднем обед из трех блюд стоит около 22 евро. Однако новая формула будет действовать только по будням, а в выходные в меню опять будут появляться четко установленные цены.
5. Рынок кофейных сетей будет расширяться
Это произойдет в мире в целом и в Петербурге в частности. В Петербурге причиной расширения кофейного рынка явилось закрытие казино. Бывшие владельцы петербургских казино группы СЭТ решили заняться развитием кофеен Сoffeeshop и пивных баров «Кружка за кружкой». После вступления в силу федерального закона о закрытии игорных заведений компания переключилась на ресторанный бизнес.
Что же касается тенденции в мире, то здесь на первый план выходит крупнейшая международная сеть американских кофеен Starbucks, которая в своих перспективных планах видит расширение своего влияния в государствах Восточной Европы. Американская сеть Starbucks планирует как минимум удвоить число своих кофеен в Чехии и Польше в ближайшие 5 лет.
Но кофейного рынка тоже коснулся экономический спад, и в стремлении привлечь посетителей, возвращающихся домой после тяжелого рабочего дня, сеть Starbucks собирается провести эксперимент по внедрению вина и пива в карты напитков своих розничных точек.