Подписывая в печать этот номер журнала РЕСТОРАНОВЕД (кстати, первый в 2024 году), я попросил заменить на синоним слово «выживать» в заголовке одной из статей. Не то, чтобы не очень хочу придавать негативный оттенок нашим публикациям, но не согласен по сути. Все просто: мы пишем о предпринимательстве. Да, практически каждый бизнесмен расскажет историю (и не одну!) о том, как приходилось выживать в условиях кризиса, жесткой конкуренции, при определенном стечении обстоятельств… Но, все же, предпринимательство — это про развитие и позитивное начало. А в этом понимании кризис — это сложности, проблемы и задачи, которые надо решать. Испытания, которые делают только сильнее и мудрее. Но начинается настоящее дело не для выживания, я уверен.
Однако, от проблем никак не отвернуться. Их уйма сейчас — и в ресторанном бизнесе, и во всей сфере гостеприимства в целом, — начиная от дефицита кадров до глобального непонимания перспектив развития рынка, включая неопределенность дальнейшего изменения налоговых норм, подхода государства к регуляторной базе бизнеса и т.д. и т.п.
Спросите сейчас у десяти рестораторов об их планах и стратегиях развития. Подавляющее большинство скажет, что сейчас не до стратегий, а горизонт планирования составляет от пары недель до пары месяцев. В данный конкретный момент времени главное — оперативно латать дыры по персоналу, что-то придумывать с меню в условиях непредсказуемого роста цен и неожиданного дефицита то одного, то другого. И они не лукавят. Но если с каждым из них поговорить отдельно и более обстоятельно, то окажется, что по одному новому проекту заканчивается ремонт, под другую интересную концепцию никак не найти подходящее помещение. Так уж устроен предприниматель — он думает категориями развития, а не выживания! Хоть в нынешних условиях и предпочитает не кричать о своих планах на каждом углу…