Кампания по замещению вроде как уходящего Макдольдса только набирает обороты.
Москва замещает на деле, а не только на словах
Активнее всего в вопросе питательного импортозамещения выступает Москва. Мэр города Сергей Собянин практически сразу обьявил о выделении грандов на 500 млн. рублей для российских компаний, способных заместить транснациональный фастфуд. Говорят, столичный градоначальник очень зол на фактически двуличное поведение и своеобразный шантаж от Макдональдса и готов увеличьте сумму грантовой поддержки чуть ли не втрое. Заявки посыпались как из рога изобилия со всех сторон — начиная с гигантов типа братьев Васильчуков или Блэк Стар Бургер и до никому неизвестных технологичных «сетей», у которых нет ни сайта, ни информации об адресах уже «существующих» точек.
Теперь все на бургерах
Стоит отметить, что многие рестораторы начали активно действовать, не дожидаясь мер поддержки. Причём, как в столицах так и в регионах. Бургеры с условно недорогими ценниками ввели практически все, кому это хоть как-то позволяет сделать существующая концепция проекта. Оказалось, позволяет многим! При этом, бургеры и прочие фастфудные радости не просто вводятся в меню, но и максимально повторяют предложения уходящих сетей. Слова типа «комбо» замелькали в меню, на билбордах и баннерах в интернете. Например, одними из первых своей стилизацией откликнулись в «Шоколаднице».
Питерская сеть «Токио-Сити» разместила по городу наружную рекламу с бургером на красном фоне и слоганом «Вот что я куплю!».
Время фудтраков?
Все понимают, что для эффективного импортозамещения западного фастфуда мало привычных позиций в меню отечественных сетей. Нужен схожий охват территорий работающими точками. А Макдональдс и KFC пока не спешат освобождать помещения, занятые своими закрытыми ресторанами. А это существенный аргумент в вопросе о перспективах отечественных игроков. В той же Москве до начала спецоперации работало порядка 200 точек Макдональдса, в Петербурге — около 80…
Вопрос разрыва старых арендных отношений, заключения новых, переоснащения точек или придачи оборудования новым операторам не самый быстрый.
Выход нашёлся не самый очевидный, но потенциально интересный — установка вблизи закрытого западного фастфуда фудтраков с отечественными проектами. Первой на этот шаг решилась, как и следовало ожидать, наша столица: сначала московские власти объявили о выделении под мобильный формат порядка двух десятков мест внутри Бульварного кольца, а сейчас рассматривают существенное расширение этой программы.
Активны в этом вопросе и регионы. Например, пока в Петербурге только обсуждают подобную возможность, о своей программе мобильного фастфуда обьявил Курск.
Можно смело заявить, что лёд, сдерживавший развитие ресторанного бизнеса на базе фудтраков, тронулся под общим порывом импортозамещения! И этот факт может только приветствовать.
У нас есть чем гордиться
Отдельная история «Теремок». Эта отечественная сеть ещё до спецоперации и приостановки работы МакДака досадовала, что отечественным брендам не хватает мер поддержки и внимания властей. Теперь у проекта Михаила Гончарова (в Москве) и Виталия Свидовского (в Петербурге) хорошие шансы стать мощным русским ответом западному фастфуду.
Нет, весь он не ушёл?
Однако, стоит отметить, что практически ни одна из крупных западных сетей фастфуда не объявила об окончательном и полном уходе с российского рынка.
Более того, некоторые точки якобы «закрытых» брендов продолжают работать — например, в аэропортах и на вокзалах.
Смеем предположить, они и сами не очень-то и хотят уходить, а скорее вынуждены подчиняться политическим решениям и давлению своих правительств.
Но, нужно понимать, что даже открывшись после временного простоя, они окажутся совсем на другом рынке и в иной конкурентной среде.