Региональный экзаменационный центр оценки квалификации персонала, занятого в сфере гостеприимства, открывается в столице Республики Саха (Якутия)
Прохождение аттестационных процедур персоналом, занятым в сфере услуг — мировой тренд, нашедший в России понимание и отражение в нормативной базе. В сфере общественного питания, например, в нашей стране уже приняты профессиональные стандарты по таким должностям, как руководитель предприятия, официант, бармен, повар, кондитер. В соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации предусмотрено применение профессиональных стандартов всеми работодателями. Одним из ключевых элементов национальной системы квалификаций является независимая оценка квалификации. Поэтому существует необходимость в открытии экзаменационных центров во всех регионах России, что, в итоге, будет способствовать повышению уровня квалификации сотрудников и качества подготовки кадров. Кстати, это требование закона охватывает все сферы предпринимательской деятельности, и является обязательным для всех отраслей, а не только для сферы общественного питания или областей гостиничного и туристического бизнеса. Но от последних, почти как от медиков, зависит самочувствие и здоровье людей.
Региональный экзаменационный центр с аббревиатурой ЭЦ ЦОК (центр оценки квалификации) открыт при Центре оценки квалификации Федерации Рестораторов и Отельеров на базе республиканской Ассоциации гостеприимства РС(Я) по инициативе последней в рамках соглашения Правительства Якутии с Национальным агентством развития квалификаций. Личная инициатива принадлежала руководителю Ассоциации гостеприимства, главе представительства ФРиО Якутии Татьяне Александровне Тымыровой. Одной из причин опережающего другие регионы открытия такого центра она назвала сравнительно низкие уровни доходов в Якутии, которые не позволяют многим категориям работников купить билет в Хабаровск и тем более Новосибирск или Москву, чтобы получить там независимую оценку квалификации. «Мы самостоятельно подготовили 25 экспертов по трем направлениям (рестораны, отели, туризм) для проведения оценки квалификации персонала, которые включены в Реестр национальной оценки квалификации, и имеем аттестат соответствия ЭЦ ЦОК сферы гостеприимства, поэтому у нас есть все полномочия», — рассказала Т.А. Тымырова. Обучение экспертов проводилось Советом по профессиональным квалификациям в сфере гостеприимства.
«Благодаря координации Госкомитета по занятости Республики Саха (Якутия) и поддержке Министерства предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия) нашей ассоциацией было заключено соглашение с экзаменационными площадками, — уточнила Татьяна Тымырова. — Самая крупная из них находится я Якутском технологическом техникуме сервиса, где будут оценивать уровень официантов, барменов, мастеров кондитерского дела и гостиничного сервиса. Мы подписали отдельное соглашение о сотрудничестве с Жатайским техникумом для проведения экзаменов по поварскому направлению». Площадками для оценки гидов-экскурсоводов стали Центр опережающей подготовки кадров и Центр «Мой бизнес».
Три главных преимущества, которые дает независимая оценка квалификации, профессионального мастерства, таковы. Во-первых, возникает возможность принимать на работу специалистов с объективно установленной квалификацией. Работодатель сможет точно определить уровень, навыки, умения и опыт сотрудника. Соответственно, появится понимание, на какую должность и зарплату он может претендовать. Во-вторых, бизнесу не нужно будет тратить время и ресурсы на обучение вслепую: будет четкое понимание необходимого и достаточного набора знаний для каждой должности. Наконец, для самих работников удобно, что понесенные ими затраты на оценку квалификации (платную согласно законодательству) они могут подать к возмещению НДФЛ и получить компенсацию.
«На краткосрочные курсы повышения квалификации будем принимать прежде всего занятых в бюджетной сфере и малом бизнесе, а также недавних выпускников профильных учебных заведений — поделилась Татьяна Александровна. — При этом возможность оценки своего уровня постараемся предоставить всем желающим. Соответствие специалистов требованиям профессиональных стандартов отвечает задачам повышения имиджа рабочих профессий, соблюдения баланса спроса и занятости, и в целом, роста качества сервиса в сфере гостеприимства Якутии и успешного развития ее экономики. Благодарим Федерацию Рестораторов и Отельеров России за поддержку Якутии в этом начинании».
«Мы сделали этот шаг — открыли экзаменационный центр оценки квалификации персонала — потому что заинтересованы в становлении Якутии как одного из важнейших туристических регионов Востока России наряду с Приморьем, Алтаем и Байкалом. В связи с этим важна не только специфическая экзотика, привлекающая туристов, но и общероссийская репутация качества нашего сервиса», — резюмировала Татьяна Тымырова. Сочетание кулинарной специфики и развитой сферы гостеприимства позволяют проводить в северной республике гастрофестиваль «Вкус Якутии» в рамках международного туристического форума «Зима начинается с Якутии», а также фестиваль чая «Греем осень», фестивали ухи и BBQ.