21.09.2024
г. Санкт-Петербург

В деле регистрации ТЗ главное — подать заявку: кто первый подал, тот и прав

NULL
СКАНДАЛ В ДОМЕНЕ .РФ — главным владельцем доменов стали регистраторы?

Не успели мы забыть радостный взлет регистраций в зоне .РФ, как выплыла неприятная новость: больше всего доменов зарегистрировали регистраторы на себя и теперь выставляют их на аукцион.

ФАС завела дело на регистраторов доменов в зоне .РФ: шестеро из них подозреваются в сговоре и регистрации значительного количества доменов .РФ на себя. Дела в отношении шести регистраторов доменов в зоне .РФ были открыты в связи со злоупотреблением своим положением на рынке доменных имен. Регистраторы подозреваются в нарушении пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

У LINDT НЕ БУДЕТ МОНОПОЛИИ на шоколадных зайцев

Кондитерским предприятиям Lindt & Spruengli AG и August Storck AG не разрешили монополизировать шоколадных зайцев, мышек и колокольчики и запретить выпуск таких изделий под другими брендами.

Соответствующее решение принял Суд общей юрисдикции ЕС. Истцы собирались добиться запрета для всех торговых точек Евросоюза торговать шоколадными зайцами и оленями других производителей. По мнению суда, шоколадные зверюшки и колокольчики истцов не обладают достаточно ярко выраженными свойствами, чтобы на них следовало распространить правило охраны торговых знаков.

По времени товарный знак регистрируется примерно год (в Москве проводится очень длительная экспертиза). Предварительно патентным поверенным проводится информационный поиск с целью проверить, есть ли уже такие зарегистрированные ТЗ, после чего поверенный выдаст некое предварительное заключение, насколько регистрация вероятна (вероятность регистрации достаточно высокая и составляет порядка 95%). На это обычно уходит до 10 дней. Потом идет подготовка заявки к подаче (подписание договора, оплата услуг патентного поверенного) и непосредственно подача заявки. Все это занимает еще около 2-2,5 недель. После этого запрос отправляется в Москву, где в течение 8-9-12 месяцев идет экспертиза. Ее продолжительность законом не установлена, и повлиять на «ускорение» никак нельзя. После этого этапа еще примерно 1,5 месяца занимает получение свидетельства — после уплаты всех пошлин.

Стоимость регистрации товарного знака складывается из госпошлины (в начале подачи заявки она составляет от 12 тыс. рублей (в зависимости от класса товарной услуги), а в случае успешной регистрации дополнительно оплачивается еще 10 тыс. рублей) и оплаты работы патентного поверенного. Минимальная стоимость составляет порядка 30-33 тыс. рублей.

Но в деле регистрации ТЗ самое главное — подать заявку: кто первый подал — того и «тапочки». В случае чего суд смотрит именно на дату подачи.

Что определяет экспертиза

При регистрации ТЗ экспертиза определяет сходство до степени смешения, которое трактуется как 50-процентное совпадение. Это означает, что другим знак будет признан только в случае, если он отличается от ранее зарегистрированного ТЗ более чем на 50%.

Именно поэтому, например, «Макдоналдс» (McDonalds) совсем недавно проиграл в Малайзии дело о префиксе местному ресторану индийской кухни «Маккарри» (McCurry). Спор разгорелся из-за приставки «Мак» (Mc). «Макдоналдс» не захотел делить две буквы с малазийским рестораном. Суд отклонил иск корпорации, в котором она пыталась обжаловать принятое ранее решение о присуждении права на обладание префиксом «Мак» малайзийскому ресторану «Маккарри». Главный судья Арфин Закарии счел доводы «Макдоналдса» недостаточными. После 8-летней борьбы Верховный суд Малайзии вынес решение: у американского фаст-фуда нет эксклюзивного права на приставку «Мак». За моральный ущерб корпорация заплатит ресторану индийской кухни 2,9 тысячи долларов.

Что касается фамилий, родовых имен и им подобного, то замечу: еще в 1918 году декретом народных комиссаров, которого никто не отменял, были упразднены любые дворянские, чиновные и сословные преимущества. Поэтому таких преимуществ не может быть в принципе, а так как одинаковые фамилии (Романовы, Шуваловы, Палкины и прочие) могут носить множество людей, то нельзя говорить о том, что какая-то одна конкретная семья будет иметь преимущество и пользоваться какими-то правами на свою вполне распространенную фамилию. Поэтому никто не может предъявлять претензий на такие названия.

Кто может стать правообладателем ТЗ, и можно ли иметь сразу несколько товарных знаков

Правообладателем ТЗ не может быть физическое лицо — только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Потому что товарный знак и знак обслуживания нужен именно в предпринимательской деятельности, которой не имеет право заниматься физическое лицо. И при смене предприятием юридического лица ТЗ, как и всякий другой объект имущества, должен быть передан этому другому юрлицу. Если же юрлицо закрывается совсем, дальнейшее использование его товарного знака становится незаконным, он не может никому принадлежать, и его нельзя поставить на учет.

Ограничений по количеству регистрируемых ТЗ нет, и одно юрлицо может иметь несколько формально конкурирующих между собой товарных знаков. В свое время в «Союзплодимпорт» были переданы все советские винные и плодово-овощные бренды: «Колокольчик», «Буратино», «Советское шампанское» и
прочее, — и с тех пор эта компания пыталась что-то с этого поиметь. Но в законе есть положение: если в течение 10 лет любые три года данный товарный знак не использовался, он может быть аннулирован. А доказывать его использование должна фирма, которая использует. Поэтому если кому-то нужен бренд, который не используется, то он просто подает заявление в палату патентных споров и начинает процедуру оспаривания. Большинство знаков, зарегистрированных скопом в 90-х годах, уже аннулированы или могут быть достаточно легко аннулированы прямо сейчас.

Большое составное название лучше защищать в комбинированном виде, потому что его проблема именно в длине: чем оно длиннее, тем проще от него отличаться на 50%. Лучше всего в данном случае регистрировать отдельно логотип и фактически каждое слово, чтобы его нельзя было использовать по отдельности.

ТЗ и доменное имя: что имеет преимущественное право

Доменное имя — формально отдельный объект, который не связан с товарным знаком. Но на практике ТЗ имеет приоритет перед доменным именем. Классический случай — захват названия «КамАЗ» в доменном имени kamaz.ru. КамАЗ как ТЗ выиграл суд у ребят, использовавших идентичное доменное имя. Но в данном случае они поступили непрофессионально. Если бы они зарегистрировали kamaz.ru как товарный знак в отношении любого продукта, по классу отличающегося от того, что производит КамАЗ, — скажем, молока, произведя буквально две пачки этого продукта по заказу от индивидуальных предпринимателей, то с ними вообще ничего нельзя было бы сделать. В этом случае они совершенно правомерно зарегистрировали бы свой ТЗ в отношении молока и 38 класса интернет-телекоммуникаций. Так что, если вы не зарегистрировали свое доменное имя и кто-то решит это сделать именно таким образом, то, скорее всего, он его сможет оспорить.

Зарегистрировав свой товарный знак, ресторатор может развивать его далее, превращая ресторан в сеть и продавая на него франчайзинговые права, и подавать в суд на заведения с подобным названием. Он может попросить компенсировать ему ущерб (но нанесение ущерба нужно будет доказывать) или попросить в виде компенсации сумму до 5 млн рублей по усмотрению суда. 5 млн дадут вряд ли, а вот тысяч 700-800 — вполне.

Срок действия ТЗ составляет 10 лет с возможностью неограниченного продления каждый раз еще на 10 лет. Перерегистрация делается в уведомительном порядке, пошлина сегодня составляет 10 тыс. рублей, срок перерегистрации — 2-3 месяца.

СКАНДАЛ В ДОМЕНЕ .РФ — главным владельцем доменов стали регистраторы?

Не успели мы забыть радостный взлет регистраций в зоне .РФ, как выплыла неприятная новость: больше всего доменов зарегистрировали регистраторы на себя и теперь выставляют их на аукцион.

ФАС завела дело на регистраторов доменов в зоне .РФ: шестеро из них подозреваются в сговоре и регистрации значительного количества доменов .РФ на себя. Дела в отношении шести регистраторов доменов в зоне .РФ были открыты в связи со злоупотреблением своим положением на рынке доменных имен. Регистраторы подозреваются в нарушении пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

У LINDT НЕ БУДЕТ МОНОПОЛИИ на шоколадных зайцев

Кондитерским предприятиям Lindt & Spruengli AG и August Storck AG не разрешили монополизировать шоколадных зайцев, мышек и колокольчики и запретить выпуск таких изделий под другими брендами.

Соответствующее решение принял Суд общей юрисдикции ЕС. Истцы собирались добиться запрета для всех торговых точек Евросоюза торговать шоколадными зайцами и оленями других производителей. По мнению суда, шоколадные зверюшки и колокольчики истцов не обладают достаточно ярко выраженными свойствами, чтобы на них следовало распространить правило охраны торговых знаков.

X5 RETAIL GROUP патентует напитки с названиями Twitter и Facebook

На прилавках магазинов могут появиться напитки, дублирующие названия известных социальных сетей. Так, крупнейшая российская розничная компания X5 Retail Group, владелец сети магазинов «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», планирует запатентовать напитки с названиями Twitter и Facebook. Зарегистрировав знаки в незанятых классах, X5 Retail Group получит возможность эксклюзивно продавать товары под популярными названиями.

В Федеральную службу по интеллектуальной собственности уже поступили заявления на регистрацию четырех товарных знаков: Twitter, «Твиттер», Facebook и «Фэйсбук». В каждом случае в подготовленных компанией документах записано, что заявленное обозначение представляет собой слово, носящее фантазийный характер. Крупнейшая социальная сеть Facebook зарегистрировала в России свой товарный знак в 2008 году, а администрация сервиса микроблогов Twitter — в конце 2010-го. Однако американские сервисы зарегистрировали товарные знаки лишь в некоторых классах, например «телекоммуникации» и «персональные и социальные услуги, оказываемые другими для удовлетворения потребностей индивидуальных лиц». Зарегистрировав знак в каком-то из незанятых классов, X5 Retail Group получит возможность эксклюзивно продавать товары под этим названием — к примеру, печенье Facebook или яйца Twitter.

ИЗВЕСТНЫЙ ШЕФ-ПОВАР подает в суд на ресторан

Владельцам кафе и ресторанов следует задуматься, прежде чем называть свое заведение именем известных людей. Знаменитый британский шеф-повар Гордон Рамзи (Gordon Ramsay) собирается подать в суд на хозяев небольшого ресторана на Канарских островах, который носит его имя. Следует отметить, что заведение не имеет ничего общего с высокой кухней.

Обед из трех блюд в нем обойдется всего лишь в 8 евро. Ассортимент предлагаемых блюд более чем скромный, однако владельцы ресторана утверждают, что меню составлено самим Гордоном Рамзи. О существовании заведения британскому шеф-повару стало известно благодаря жалобам клиентов, сообщает портал «Миллион Меню». Гордон Рамзи известен как первый шотландец, удостоившийся трех звезд Мишлен. Он является ведущим популярных британских телешоу The F-Word, Ramsay’s Kitchen Nightmares и Hell’s Kitchen, а также их американских телеблизнецов.


X