Сегодня Иван Корнеев — успешный предприниматель, владелец Группы Компаний в ресторанной сфере (совладелец сети пекарен «Коржов», владелец ресторана «Коржов» и фреш-бара MORKOVKA в Пулково) и в сфере розничной торговли (ритейл-проект «YouПитер»). Удивительно, но путь до собственника бизнеса и руководителя крупных проектов Иван проделал всего за несколько лет.
Казалось бы, совсем недавно он закончил Высшую Школу Экономики в Санкт-Петербурге (факультет менеджмента), а затем Université Lille I во Франции, получив диплом IAE. В 20 лет Иван не думал о предпринимательской деятельности, активно увлекался музыкой, и даже переехал на год в Нью-Йорк, чтобы опробовать себя в этой индустрии.
Через год вернулся в Россию, устроился на работу в банковскую сферу, но вскоре понял, что ежедневная рутинная деятельность ему не подходит. Ресторанный бизнес Иван решил начать с франшизы сети «Коржов» и вскоре понял, что хочет сделать эту сферу одним из основных направлений своей предпринимательской деятельности.
Как сегодня он оценивает свой пока небольшой, но уже успешный опыт в ресторанной сфере и розничной торговле, в чем видит перспективы, как строит бизнес и отношения с партнерами? Об этом и многом другом мы поговорили с одним из самых молодых рестораторов Петербурга Иваном Корнеевым.
ПРОЕКТ К ПАНДЕМИИ
Иван, расскажите, как начинался ваш путь ресторатора?
Первым моим шагом на пути ресторатора было приобретение франшизы «КОРЖОВ». А затем — открытие первой пекарни на Комендантском проспекте. Мы запустили проект прямо к началу пандемии. Это, кстати, забавная история! Подписали договор о покупке франшизы, познакомились с партнерами, посмотрели производство, оформили аренду помещения и даже заплатили аванс строителям. И тут — бам! Не то что пандемия вроде как только начиналась, а уже прямо пришел тот самый день, когда все рестораны приказали закрыть.
Я в недоумении, не знаю, что делать, поэтому обращаюсь к своему франчайзеру. В компании «Коржов» заявили, что будут всячески поддерживать меня, но финальное решение остается за мной — открываться сейчас или нет.
Мы запустили проект прямо к началу пандемии. Это, кстати, забавная история!
Была ли угроза потери средств?
Сумма на тот момент была вложена относительно небольшая. Думаю, могу сказать, что открытие пекарни в целом стоило мне от 7 до 10 млн рублей. Мы посмотрели, проанализировали и пришли к выводу, что всё-таки будем открываться. Тут надо понимать, что заведение, которое мы открыли на Комендантском – это, в первую очередь, пекарня, а не ресторан. Это заведение, куда можно зайти по дороге, купить, например, кофе и круассаны.
То есть, формально под закрытие вы не попали?
Нет, у нас в заведении даже внутренней посадки не было.
Доставка была?
Да была, но, забегая вперёд, хочу сказать, что в нашем деле доставка существует только формально. Мы подключены ко всем сервисам, но прибыль от этого составляет 1-2% от выручки.
СУДЬБА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ СКЛАДЫВАЕТСЯ ИЗ СУДЬБОНОСНЫХ РЕШЕНИЙ
Как окупались инвестиции в период пандемии? Или, наоборот, приходилось ещё вкладывать?
Дела у нас пошли очень хорошо, и вскоре какая-то часть инвестиций окупилась. В этот момент мне пришла идея, которая сыграла важную роль в моем развитии как ресторатора. Я говорю про открытие заведения в аэропорту Пулково.
Мы участвовали в тендере на открытие небольшого заведения и проиграли. Я очень расстроился. Но всё, что ни делается, — всё к лучшему. Сразу после этого мы стали участвовать в другом тендере, на открытие заведения побольше на внутренних авиалиниях. И мы выиграли!
Сейчас эта точка занимает лидирующее место по выручке с квадратного метра в аэропорту Пулково.
Кроме того, в зоне вылета внутренних авиалиний у нас сейчас работают ещё два заведения. Это фреш-бар MORKOVKA и ретейл-проект «YouПитер», который тоже занимает первое место по выручке в своём сегменте.
И мы начали активно развиваться в направлении открытия на внутренних авиалиниях. В это время в связи с антиковидными ограничениями как раз начал активно развиваться внутренний туризм. Мы поняли, что туристы в аэропорту хотят хорошо и плотно поесть, а иногда и выпить. Поэтому мы начали работать над алкогольной картой. И, когда мы осилили и эту историю, запустили продажи, — показатели стали бить все мыслимые и немыслимые рекорды.
ИЗ ФРАНЧАЙЗИ В ПАРТНЕРЫ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ
Вы с «Коржовым» уже два с половиной года. Сколько лет самой компании? И как у вас лично складываются отношения с брендом?
Сети «Коржов» 9 лет. На данный момент я со своим напарником Сергеем Артемовым являюсь партнёром в Управляющей Компании сети «Коржов».
В каком направлении развивается Управляющая Компания?
Наша основная история, которую мы развиваем с Сергеем в данный момент, — привлечение новых франчайзи и открытие точек в Санкт-Петербурге и не только. Сейчас работаем над вопросом продажи франшизы в Краснодарский край. Франчайзи готов купить мастер-франшизу и там её развивать. Думаю, нужно пояснить, что такое мастер-франшиза, для тех, кто не очень разбирается в этой теме.
Конечно, расскажите в чем её отличия от обычной франшизы, и какие существуют возможности по партнёрству с вами?
Мы работаем и по регионам, и в странах СНГ. Когда мы продаем мастер-франшизу, покупатель получает возможность использования нашего бренда, нашей аппаратуры и нашей рецептуры, а главное — возможность дальше продавать франшизы на указанной в договоре территории. Например, в том же Краснодарском крае. Когда покупаешь такую мастер-франшизу, конечно, глупо открывать одно заведение. Целесообразнее открыть как минимум три точки. Думаю, не нужно торопится с открытием крупных заведений.
Если говорить о сложившейся практике франчайзирования, кто ваши клиенты? Это уже состоявшиеся рестораторы, или может быть, новички в этой сфере?
Чаще всего мы работаем с двумя типами клиентов. Первый — человек покупает франшизу, открывает точку и берёт управление на себя. Сам контролирует работу заведения, может даже вносить свои изменения в меню и так далее, если предварительно согласует их с управляющей компанией. Это, можно сказать, своеобразный вариант самозанятости. Тут мы берём себе совсем небольшую долю в 3% от выручки.
Второй вариант — это способ инвестирования. Это когда человек хочет выгодно вложить деньги, но не в недвижимость или в банк под проценты, где достаточно низкая доходность. Он также покупает франшизу, но на этот раз мы сами ставим управляющего, сами следим за процессом работы заведения и так далее. Здесь мы берём уже 20% с чистой прибыли.
Если не секрет, какой срок окупаемости проекта закладывается в план на данный момент?
Сейчас мы объявляем срок в 2,5 года. Но надо сказать, что у нас есть несколько форматов заведения, и для каждого формата надо закладывать разную сумму для открытия. Формат пекарни — самый простой формат. Небольшое помещение, витрины для выпечки и маленькая кухня, где часть продукции готовится «из-под ножа». Но есть также и другая часть — это заготовки. Для открытия такого заведения нужно примерно 9 млн рублей.
Далее, есть формат ресторана русской кухни. Тут уже нужна площадь побольше, и сама кухня должна быть серьёзнее. В таких проектах инвестиции варьируются в районе 15 млн рублей. Ну, и формат знаковых, или как я их называю, флагманских проектов. Пока что мы занимаемся этим сами. Но, если франчайзи придёт с очень классной локацией, мы, конечно, будем рассматривать сотрудничество. Это, как вы уже понимайте, очень серьёзные инвестиции, поэтому тут вложения могут достигать 20 млн рублей и более.
МОЙ БИЗНЕС — МОИ ПРАВИЛА
Какие правила вы для себя выработали за время работы в ресторанном бизнесе?
Недавно я смотрел интервью с одним крупным ресторатором (гораздо крупнее, чем я). Он говорит, что открывает около 17 ресторанов в год. Для меня, даже если бы я имел финансовую возможность открыть все эти рестораны, это не представляется реальным. Просто подумайте, какую команду нужно иметь для этого, сколько сил и времени нужно иметь. Но для меня не составляет проблемы открыть, например, три точки в год.
А менее крупный предприниматель сидит и думает — три точки в год, это же так много, я уже сколько лет не решаюсь открыть свое второе заведение, и так далее.
Поэтому, первое правило — не бояться. Но не бояться, конечно, нужно осмысленно. Второе правило — продумывать концепцию и грамотно выбирать локацию для заведения.
А важно ли, на ваш взгляд, иметь профильное, специальное образование в ресторанной сфере?
Безусловно, важно учиться и образовываться! И речь даже не про какие-то курсы и школы. Нашим образованием может быть банальное общение, путешествия и наблюдения — всё что угодно. Главное, набираться опыта благодаря этому «чему-угодно». Вступление во ФРиО (Федерация Рестораторов и Отельеров России — прим. ред.) и взаимодействие внутри подобного сообщества мне, например, очень сильно помогает.
Иван, как вы изменились в личном плане с момента начала вашей карьеры? Поменялись ли ваши взгляды на какие-то вещи, или вы остались таким же, как и раньше?
Я отвечу на этот вопрос так: мне по-настоящему доставляет удовольствие то, что я делаю сейчас, как и в первый раз! Мне безумно нравится кормить людей, безумно нравится открывать новые проекты, которые даже могут быть не связаны с едой, как тот же ритейл-проект «YouПитер».
Есть ли лично у вас какие-либо принципы, которыми вы пользуетесь для построения успешного партнёрства?
Первый принцип — это, конечно же, доверие. Доверие — это очень важно. Второе — это, наверное, компетентность вашего партнёра. На своём примере я это понял. Мой партнёр намного старше и опытнее меня, и я не стесняюсь признавать, что много ещё не знаю, и не стесняюсь учиться у него или кого-нибудь другого. Ну, и третий момент для меня — в проект обязательно оба входят деньгами. Так у обоих равные риски, равная ответственность, да и, попросту, это справедливее.
KORNEEV GROUP
https://t.me/korneevgroup
https://vk.com/idvkor
Беседовал Михаил Марков